— Многие энергетические компании сегодня внедряют цифровые технологии. Насколько это необходимо на современном энергетическом рынке?
— Я бы сказал, критично необходимо. Рынок тепла цифровые технологии долго не затрагивали, и потребность в цифровизации назрела остро — мы много теряем и проигрываем в части эффективности и качества услуг из-за немобильного управления процессами. Приведу пример. Мы в компании по всем границам установили приборы учета. Это просто необходимость — вопрос баланса наших энергоресурсов с точностью до одного процента. Чтобы вы понимали, как нам важно — у нас по компании 1% потерь тепловой энергии стоит 900 млн руб. То есть 1% — почти миллиард. А за счет внедрения цифровых технологий мы имеем возможность мобильно решать все задачи и значительно повышать эффективность нашей работы. В целом по рынку эффективность может оцениваться в десятки миллиардов рублей.
Сейчас клиенты ждут, что любое их желание будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Если ты отстаешь от потребностей клиента, ты автоматически не можешь дать им качественную услуг и, как следствие, недополучаешь прибыль.
— Какие сектора энергетического рынка требуют более активного внедрения современных технологий?
— Мы начали с сетей как с наиболее проблемной части нашего бизнеса. Мы открыто озвучиваем цифры старения оборудования тепловых сетей: как правило, износ там составляет 60−65% и более. Состояние труб сильнее всего влияет на экономику, из-за них больше всего потерь в системе. Например, в этом году мы заменили порядка 460 км труб теплотрассы. И к этому мы добавляем внедрение цифровых технологий, которые помогают нам более эффективно использовать все параметры нашей системы для набора мощности, резервирования, дублирования и, таким образом, сохранять в системе наибольшую надежность.
Вообще же процесс цифровизации в компании мы начали более десяти лет назад с замены аналоговых приборов учета на цифровые. Сегодня компания применяет множество цифровых технологий, начиная от распознавания лиц на входе в офис и заканчивая системой цифрового мониторинга ношения спецодежды на объекте. Процесс цифровизации затронул несколько направлений бизнеса. Например, проект «Цифровая станция», который включает систему управления производственными данными, предиктивную диагностику, автоматически определяемые теплоэкономические показатели (ТЭП), создание цифрового двойника станции, моделирование режимов и так далее.
Проект «Цифровая сеть» предполагает создание системы наблюдения и управления тепловыми сетями, 100-процентный учет, автоматическое формирование балансов, выявление и локализацию источников потерь, автоматическое погодозависимое регулирование, диагностика технического состояния оборудования и трубопроводов, создание цифровых двойников, моделирование режимов.
Сбыт мы считаем одним из наиболее важных сегментов для цифровизации. Этот проект мы так и назвали — «Цифровой сбыт». Обязательный элемент проекта — интеллектуальная система учета электроэнергии. «Умные» счетчики сами ежемесячно передают показания потребителей ресурсоснабжающей организации, и также при необходимости могут отключать потребителя за долги.
Проект напрямую связан с нашими потребителями. Именно для них мы и работаем — ставим для удобства терминалы в офисах (системы электронных очередей), обновляем функционал личных кабинетов, в том числе для юрлиц, мобильного приложения и так далее.
— Как влияет включение ИТ-технологий и систем искусственного интеллекта в производственный процесс на экономику энергокомпании?
— Автоматизировав процесс работы всех наших 1800 центральных тепловых пунктов (ЦТП), мы сократили затраты на производство конечного продукта на сотни миллионов рублей.
Но главное, что мы получили при цифровизации — это мобильность принятия решений, в том числе при устранении аварий. Раньше при аварии мы вынуждены были увеличивать различные параметры, в том числе температурные, больше сжигать топлива, перегружая сети и различные технологические узлы. В итоге затраты возрастали, и нагрузки на систему тоже. Теперь же мы по-другому управляем сетью. Уровень эффекта при цифровизации тепловых узлов уже понятен. Мы повышаем качество обслуживания, качество наших услуг, можем мгновенно реагировать на запросы клиентов и обеспечиваем гибкость сервиса. Это коснется все 40 тепловых узлов «Т Плюс» в 40 городах.
Наш флагманский проект — город Екатеринбург, самый передовой среди наших городов, да и всех российских, в системе теплоснабжения. В начале декабря мы презентовали проект «Умный город в тепле». В Екатеринбурге создан цифровой двойник системы теплоснабжения, который позволяет в режиме реального времени отслеживать все возникающие проблемы и решать их практически без участия человека. Это единственная в своем роде система в России, которая делает жизнь потребителя абсолютно комфортной. Например, система поддерживает теплоноситель одной необходимой температуры вне зависимости от погодных или аварийных факторов. Мы ушли от «перетопов» и «недотопов». Теперь уровень платежа клиента будет соответствовать качеству и объему услуги, а потребитель при желании сможет снизить затраты на отопление.
По факту, благодаря этой системе в этом году мы подключили город-миллионник к теплу всего за пять дней, а не за три недели, как раньше.
Стоимость этого проекта 1,5 млрд руб. В дальнейшем мы планируем продолжать реализацию подобных проектов, и за ближайшие несколько лет собираемся по такой же схеме оцифровать порядка 30 городов.
— Какие аспекты цифровизации вы считаете для своей компании приоритетными? Каков объем инвестиций на эти цели?
— Мы приняли программу цифровизации компании, и в течение пяти лет инвестируем в проекты 42 млрд руб., из которых 30 млрд руб. — собственные средства, а 12 млрд руб. — заемные. Одобрен заем ВЭБа в рамках федеральной программы «Цифра».
Из этой суммы 30% уйдет на цифровизацию станций, 4–5 млрд руб. пойдет на сбыт, около 5 млрд руб. — на оцифровку офисной части. Мы прекрасно понимаем, что чем больше мы вложим в технологии сегодня, тем больше заработаем завтра.
— Какие проекты по внедрению цифровых технологий компания реализует в настоящее время? Каковы здесь стратегические цели?
— Помимо того, что я уже озвучил, есть еще два важных направления — это проект «Цифровой офис» и промышленная безопасность. В офисе мы хотим внедрить ботов, которые будут выполнять функции, имеющие четкие и определенные алгоритмы и постоянный характер. Например, в бухгалтерии в части подготовки и обработки первичных документов, у юристов — при подготовке претензий. В дальнейшем мы хотим роботизировать и автоматизировать множество процессов, вплоть до поиска сотрудников на вакантные места.
Самая большая ценность для нас — это персонал, поэтому задача снизить травматизм на производстве до нуля — одна из самых главных. И мы уже давно работаем над тем, чтобы неукоснительно выполнялись правила техники безопасности.
В частности, на станциях уже тестируются камеры, которые в режиме реального времени показывают, надели ли сотрудники спецодежду, есть ли каска на голове. Количество таких камер мы увеличиваем.
Уже в следующем году мы планируем нанести на спецодежду и каски RST-метки, чтобы отслеживать нахождения оперативного персонала. Кроме того, планируем внедрить на производстве использование «умных» очков как средство взаимодействия с щитом управления станции. Планируем также внедрить электронный паспорт сотрудника, который будет содержать данные о человеке: о его здоровье, медосмотрах, больничных, образовании, допусках, обучении, наградах, наконец.
Я думаю, что сегодня все игроки теплоэнергетического рынка уже подошли к необходимости внедрять цифровые технологии.
Цифровизация — дорогая история. Тем не менее понимание экономических выгод от нее среди теплоэнергетических компаний есть. Это значит, что энергетики просто вынуждены будут находить средства на реализацию этих программ.
Одним из способов привлечения дополнительного финансирования является новая модель рынка тепла. Для примера скажу, что в тех первых 12 городах, где заработает «альтернативная котельная», инвестиционный поток, в первую очередь в сетевой комплекс, увеличивается вдвое.