— Красноярский край второй год принимает участие в реализации 12 национальных проектов, а также разработанных в их контексте 52 региональных проектов. Каковы промежуточные итоги работы?
— Десятки и сотни построенных и отремонтированных объектов социальной инфраструктуры, тысячи единиц оборудования и тысячи проведенных мероприятий, курсов и консультаций, сотни тысяч получателей госуслуг, миллионы рублей социальных выплат и миллиарды рублей вложений.
За прошедший год мы ввели в крае десять детских садов, две новых школы, отремонтировали 17 культурно-досуговых учреждений. В Боготоле, Норильске и Шарыпово создали виртуальные концертные залы и две модельных библиотеки (в том же Боготоле и в Дзержинском районе). В шести учреждениях социального обслуживания и 11 детских поликлиниках сделан капитальный ремонт. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроено 65 парков, 196 дворов. Проект благоустройства Монастырского парка в Енисейске стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» позволила привести в нормативное состояние 312 км дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 36 км дорог в Красноярске.
Строится инфраструктура для новых жилых районов, в частности переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Красноярске. Началось строительство моста через Енисей в районе поселка Высокогорский и реконструкция магистральной рулежной дорожки в аэропорту Красноярска.
Учитывая сложную экономическую ситуацию, мы сделали акцент в рамках нацпроектов на оказание различных мер поддержки бизнеса. Например, открытый центр «Мой бизнес» принял в 2020 году более 6 тыс. предпринимателей. Даже в области развития экспорта, несмотря на ограничения, удалось получить хорошие результаты. В частности, экспорт продукции АПК в прошлом году составил $56,5 млн, почти в два раза превысив показатели 2019 года.
Полный перечень того, что сделано в Красноярском крае в рамках национальных проектов в разрезе направлений и в разрезе территорий, мы традиционно публикуем на краевом портале и в виде отдельной брошюры, которая с каждым годом становится все толще.
— Как повлияла на исполнение задач ситуация с COVID-19, введением соответствующих ограничений?
— По нацпроектам для края есть целевые индикаторы. Можно сказать, что в условиях шторма они стали для нас в какой-то степени маяками, вытягивающими социально-экономическое развитие в нужном направлении. В целом в 2020 году нам необходимо было достичь 165 показателей. В итоге мы выполнили 136, причем больше половины из них перевыполнили. Причины невыполнения оставшихся двух десятков показателей были тщательно проанализированы, в том числе на уровне губернатора. И в большинстве случаев эти причины прямо были вызваны введением ограничений, связанных с пандемией. Например, в здравоохранении в 2020 году были приостановлены диспансеризация и плановые госпитализации. В сфере образования, молодежной политики, культуры и спорта были отменены массовые мероприятия, многие из которых входили в расчет показателей выполнения нацпроектов.
— Сказалась ли ситуация с пандемией на финансировании?
— В 2020 году объемы финансирования национальных проектов в Красноярском крае составили 26,8 млрд руб. (в том числе 16,8 млрд руб. — средства федерального бюджета, 10 млрд руб. — краевого). Это на 5 млрд руб. больше, чем годом ранее. Причем основной прирост произошел за счет федеральных средств. И это в год, когда все резервы федерального бюджета были брошены на борьбу с вирусом. По ряду направлений у нас сложилась довольно успешная практика привлечения дополнительных средств. В частности, почти 2,5 млрд руб. привлечено для приведения дорог в нормативное состояние, 1,3 млрд руб. — на реконструкцию магистральной рулежной дорожки и около 700 млн руб. — на строительство моста через Енисей. Сегодня Красноярский край входит в двадцатку регионов, привлекших наибольший объем финансирования из федерального бюджета. В таком же ключе мы планируем продолжать работу и в текущем году.
— Как можно адаптировать работу в рамках нацпроектов к новым условиям?
— Гибкость проявляется в возможности объективной корректировки показателей. Вертикаль нацпроектов работает в обе стороны. Там, где мы как регион понимали, что возникает риск невыполнения целевых показателей, мы давали соответствующий сигнал. И стоит признать, что по целому ряду показателей федеральные структуры пошли нам навстречу. В частности, были уточнены показатели по количеству профилактических осмотров, по смертности, был снижен показатель по вводу жилья, пересмотрены показатели по приведению автомобильных дорог к нормативным требованиям. Еще ряд показателей находится в работе. Мы считаем, что целевой ориентир должен быть объективным. Федеральные коллеги в свою очередь уверены, что ориентир должен быть слегка завышенным — чтобы было к чему стремиться. Но при этом всегда можно найти компромисс. Это нормальная практика.
— Какие планы по реализации национальных проектов в крае в этом году?
— Пока, на старте бюджетного цикла, мы можем говорить как минимум о сравнимой сумме финансирования — порядка 25 млрд руб. Но в течение года она наверняка будет увеличиваться, по крайней мере мы будем к этому стремиться. Если говорить о фактическом содержании, то по понятным причинам большое внимание будет уделяться национальному проекту «Здравоохранение». Общий объем его финансового обеспечения на 2021 год на данный момент составляет более 2 млрд руб. Эти средства будут направлены на приобретение медицинского оборудования для нужд учреждений, оказывающих помощь больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также на проведение реконструкции регионального сосудистого центра, осуществление вылетов санитарной авиации, обеспечение нуждающихся лекарственными препаратами, создание современной телекоммуникационной инфраструктуры в сфере здравоохранения.
Еще около 2 млрд руб. в текущем году привлечено в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения на цели переоснащения медицинских организаций оборудованием, транспортом, на строительство и ремонт больниц, создание фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.
Ряд крупных объектов будет возведен на территории края в рамках других нацпроектов. Начнется строительство дорог, примыкающих к будущему мосту в поселке Высокогорский и самой большой школы в жилом районе «Бугач» на 1550 мест. В ближайшие три года появятся шесть новых детских садов, будут обустроены общественные пространства в Назарово, Канске, Бородино, Кодинске и в Заозерном. Отдельно отмечу сферу спорта. После больших вложений в Универсиаду нас не очень балуют федеральным финансированием. Тем не менее ряд спортивных объектов у нас удастся возвести в рамках нацпроектов. В их числе, например, крытый каток в Канске, плавательный бассейн в Шарыпово и несколько физкультурно-оздоровительных комплексов на других территориях.
На достижение показателей нацпроектов повлияют и мероприятия, непосредственно реализуемые федеральными органами власти. К примеру, Федерация выделяет 5 млрд руб. на создание в крае крупного межрегионального лесопожарного центра «Север». Еще порядка 460 млн руб. выделяется уже краевому бюджету в рамках проекта «Сохранение лесов». На треть выросли объемы финансирования нацпроекта «Культура», это позволит обновить Красноярский драмтеатр имени Пушкина и Театр юного зрителя. Новыми проектами, в которых мы намерены принять участие, станут «Поддержка самозанятых» и «Патриотическое воспитание».
Плюс еще множество новых объектов социальной инфраструктуры, ремонт дорог, благоустройство дворов, строительство жилья для переселенцев, меры социальной поддержки, поддержки бизнеса, образовательные программы, экологических мероприятия и т.д.
— Можно ли сказать, что госуправление теперь подчинено нацпроектам, как это было во времена «пятилетних планов»?
— Национальные проекты действительно стали занимать существенную часть работы органов власти. Но они не подменили, а скорее дополнили управленческие процессы. Ведь в своей основе система нацпроектов — это система стратегического целеполагания, которой, надо признать, раньше не хватало на всех уровнях госуправления.
Сравнение с пятилетками здесь вполне допустимо, потому что это такое же среднесрочное планирование. Но в отличие от пятилеток нацпроекты опираются на проектный подход, когда четко обозначены ресурсы, сроки, целевые показатели, ответственные лица и ведомства, при этом все это увязано между собой и каскадировано на все уровни, от федерального до муниципального.
Говоря в терминах, пришедших из ИТ-сферы, нацпроекты — это «эджайл» с постоянным «фидбеком». То есть постоянная корректировка параметров проекта в зависимости от меняющихся внешних условий. В современном мире события ускоряются, количество факторов неопределенности возрастает, и как разумный ответ — более подвижное проектное управление будет занимать все большее место, в государственном менеджменте в том числе.
Совершенно точно: нацпроекты уже основательно поменяли ландшафт развития страны и края, а дальше количество мероприятий будет только увеличиваться. Мы стараемся сделать так, чтобы эта работа не превращалась в формальное следование за целевыми показателями, а давала реальные общественно значимые результаты, понятные гражданам и направленные на улучшение качества их жизни.