Компетенция ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Выполнение социальных обязательств стало абсолютным приоритетом»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О региональной бюджетной политике и мерах поддержки населения и бизнеса в условиях коронакризиса РБК+ рассказал заместитель председателя правительства, министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.

— На сессии краевого парламента в начале июля были подведены финансовые итоги 2020 года. Как вы можете их охарактеризовать?

— Очень важно, что в условиях распространения коронавирусной инфекции Красноярский край сохранил свою финансовую устойчивость. По основным показателям он сохраняет место в десятке крупнейших региональных экономик России и лидирует среди регионов Сибири. Согласно данным Росстата, по итогам 2020 года край занимает седьмое место в стране по доходам, объемам валового регионального продукта и инвестиций. Аналогичная позиция по наполнению федерального бюджета, куда в прошлом году регионом было направлено более 373,8 млрд руб., как говорит статистика Федеральной налоговой службы. Важным результатом 2020 года стало снижение государственного долга на 4,6 млрд руб., более чем на 5% по отношению к 2019-му.

По итогам 2020 года доходы краевого бюджета составили 288,7 млрд руб. Это на 3,5 млрд руб. больше, чем годом ранее, несмотря на снижение собственных доходов на 18,2 млрд руб. Прирост обеспечен благодаря значительной поддержке федерального бюджета, общий объем поступлений из которого в прошлом году достиг рекордных значений — около 60 млрд руб. Расходы прошлого года — 288,3 млрд руб. Таким образом, благодаря взвешенной бюджетной и налоговой политике краевой бюджет был исполнен без дефицита — с превышением доходов над расходами порядка 400 млн руб.

Хорошие бюджетные показатели региона отметили независимые рейтинговые агентства. Например, в начале июня международное агентство Moody’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Красноярского края с Ва3 до Ва2. Ранее кредитный рейтинг региона до уровня АА- (RU) повысило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Прогноз в обоих случаях остается стабильным.

— В начале пандемии эксперты не исключали потерь четверти доходной части краевого бюджета. Удалось ли сгладить остроту проблем?

— Да, такие прогнозы были. В течение года мы наблюдали сокращение деловой и инвестиционной активности, падение сырьевых и финансовых рынков, увеличение уровня безработицы. Существенно — более чем на 34% к уровню 2019-го — в течение 2020 года упала цена на нефть, что, соответственно, вызвало курсовые колебания рубля. Вместе с тем стоимость металлов в целом сохранилась в пределах прогнозных значений, а цены на драгоценные металлы — палладий и золото — уверенно росли. Это частично компенсировало снижение стоимости нефти и сгладило негативный эффект для доходной части бюджета.

Край также получил существенную поддержку из Федерации, как я уже отмечал. Из общего объема федеральных поступлений в 60 млрд руб. более 16 млрд руб. были выделены на мероприятия, связанные с пандемией. Кроме того, предоставлена нецелевая финансовая помощь в размере 5,5 млрд руб., которая частично компенсировала выпадающие доходы. В результате продления сроков погашения бюджетных кредитов в крае высвободилось порядка 2,3 млрд руб., которые были направлены на борьбу с коронавирусом и частичную компенсацию потерь в доходах.

Все это в конечном итоге позволило сохранить финансовую стабильность и уверенно приступить к исполнению бюджета текущего года.

— Насколько Красноярский край оказался готов к переменам и как строилась антикризисная политика в регионе?

— 2019 год в финансовом плане был лучшим за последние десять лет. В крае значительно приросли доходы, впервые за долгие годы краевой бюджет был исполнен без дефицита, существенно снижен госдолг и сформированы остатки средств на начало 2020 года. То есть фактически была создана хорошая подушка безопасности, которая очень пригодилась в начальный период пандемии.

Из-за пандемии пришлось скорректировать планы, чтобы поддержать население и экономику. Общий объем господдержки в крае, с учетом федеральных средств, приблизился к 25 млрд руб. Значительные средства выделялись на укрепление системы здравоохранения, оснащение и переоборудование коечного фонда, выплаты медработникам, увеличение пособий по безработице и поддержку семей с детьми.

Выполнение социальных обязательств стало абсолютным приоритетом. В 2020 году на указанные цели направлено порядка 50 млрд руб. — почти на 18 млрд руб. больше, чем в 2019 году. За два последних года сумма средств на социальную поддержку увеличилась почти на 26 млрд руб.

— В период коронакризиса регионы использовали разные механизмы поддержки бизнеса. Какие меры были приняты в Красноярском крае?

— В течение 2020 года по поручению губернатора края было разработано три пакета антикризисных мер, общая стоимость которых, с учетом поддержки жителей региона, составила порядка 9 млрд руб. Из них более 4 млрд руб. — это налоговые преференции. При этом с учетом региональных особенностей был расширен федеральный перечень видов деятельности, нуждающихся в господдержке.

Для примера: в прошлом году по упрощенной системе налогообложения (УСН) для наиболее пострадавших отраслей экономики налоговые ставки были снижены до минимальных значений: с 6 до 1% — по объекту налогообложения «доходы» и с 15 до 5% — по объекту «доходы минус расходы». Также уменьшена стоимость патентов, снижена ставка налога на имущество организаций, освобождены от уплаты транспортного налога автоперевозчики.

В текущем году в крае принят четвертый пакет мер поддержки бизнеса. В части УСН предусмотрено снижение налоговых ставок до минимальных значений для налогоплательщиков, которые ранее применяли единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также для тех, кто осуществляет свою деятельность в неокрепших отраслях экономики. Это порядка десяти направлений, определенных на федеральном уровне. По предварительным оценкам, объем господдержки по УСН в 2021 году с учетом ранее принятых решений составит 1,2 млрд руб.

Кроме того, для поддержки предпринимателей в сфере торговли и общественного питания изменено краевое законодательство в части механизма расчета стоимости патента.

— Как изменились приоритеты в сфере капитальных вложений на фоне дополнительных расходов, связанных с пандемией?

— В целом мы сохранили запланированные объемы строительства и выполнили практически все инфраструктурные задачи. Конечно, в какой-то период строительство объектов было приостановлено, но по мере прояснения ситуации с поступлением доходов финансирование возобновилось в обычном режиме.

По итогам 2020 года так называемый бюджет развития составил более 33 млрд руб. с учетом федерального финансирования. За счет этих денег возводились социально значимые объекты в сфере здравоохранения, образования, спорта, культуры, ЖКХ. В частности, в прошлом году мы завершили строительство школ в городе Канске, а также в Енисейском, Козульском и Ермаковском районах, продолжена реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера, завершены работы в региональном центре по регби «Спорткомплекс «Авангард». В Емельяновском, Березовском, Курагинском, Ужурском и Дзержинском районах, а также в городе Сосновоборске появились новые детские сады. И это далеко не все реализованные проекты.

Были и крупные объекты, в частности начато возведение Высокогорского моста через Енисей, запущено строительство рулежной дорожки в аэропорте Красноярск, также мы приступили к строительству двух современных теплоходов — «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев».

— В Красноярском крае более 500 муниципальных образований. Как они пережили 2020 год?

— Территории края показали неплохие финансовые результаты. Исполнение местных бюджетов сложилось даже выше уровня 2019 года.

Во многом это результат работы по совершенствованию межбюджетных отношений в крае. Так, в течение 2020–2021 годов, с учетом принятых ранее решений по повышению заработной платы и в связи с отменой ЕНВД, на местный уровень переданы дополнительные нормативы по налогу на прибыль организаций и по упрощенной системе налогообложения. Сегодня в бюджеты муниципальных районов и муниципальных округов края поступает 70%, а в бюджеты городских округов — 50% отчислений от УСН. Дополнительный норматив отчислений по налогу на прибыль для территорий края составляет 10%.

В 2020 году в местные бюджеты по различным направлениям поступило более 100 млрд руб., или порядка 35% расходов краевого бюджета. Несмотря на кризисный год, объем средств был не только сохранен, но и увеличен по отдельным направлениям. Например, на содержание и развитие дорожного хозяйства, решение жилищных проблем граждан, создание и ремонт учреждений культуры. Также в 2020 году по инициативе губернатора края началось финансирование комплексных проектов по благоустройству административных центров, продолжена реализация комплексных проектов развития территорий. В совокупности эти решения положительно отразились на финансовой устойчивости местных бюджетов.

Компетенция «Именно тяжелый 2020-й стал годом крупных инфраструктурных достижений»
Содержание
Закрыть