«Прошедший год для нацпроектов, пожалуй, можно назвать первым полноценным, штатным, годом. Если учесть, что с момента обозначения целей национального развития главой государства в мае 2018 года прошло всего три года, то 2019-й стал годом «раскачки», 2020-й был смазан пандемией. И лишь 2021-й прошел в более или менее стабильных условиях реализации национальных проектов.
Об этом же на днях говорил президент РФ на прошедшем Совете по стратегическому развитию и национальным проектам, подтверждая свой тезис высоким показателем кассового исполнения в этом году. Кстати, у нас в Красноярском крае такой показатель даже выше среднероссийского — 87,8% на середину декабря. Иными словами, нацпроекты реализуются в крае стабильно, уверенно, а в ряде случаев опережающими темпами.
Если идти от общего к частному, то Красноярский край участвует сегодня практически во всей палитре нацпроектов, у нас действуют 46 региональных проектов. Общее финансирование по ним в уходящем году составило 26,7 млрд руб., из которых 15,2 млрд руб. — средства, привлеченные краем из федерального бюджета. Это сотни мероприятий по разным направлениям, сферам и территориям.
Например, это ежемесячные выплаты за рождение первенца — их получили 340 тыс. жителей края. Это 20 современных мастерских в учреждениях среднего профобразования по стандартам WorldSkills. Это закупка 1 тыс. контейнеров для раздельного накопления отходов. Это свыше 1 тыс. подключенных к интернету социально значимых объектов. Это 200 благоустроенных дворов и общественных пространств. Десятки новых или отремонтированных домов культуры, библиотек, спортивных площадок, фельдшерско-акушерских пунктов и пр.
Но если выбрать, скажем так, прорывные направления, то уходящий год стал ударным, во-первых, для нацпроекта «Экология». Край получил рекордное количество новой спецтехники для тушения лесных пожаров — почти 400 единиц. В сочетании с организацией нового межрегионального лесопожарного центра в Черемшанке мы, можно сказать, стали самым вооруженным регионом в борьбе с лесными пожарами.
Значительный сдвиг произошел в сфере экологии общественного транспорта. Обновлено более 120 единиц подвижного состава с классом не ниже Евро-4. Конкретно город Красноярск закупил около ста единиц электротранспорта — 25 современных трамваев и 74 новых троллейбуса. В экологическую копилку 2021 года можно также добавить рекордное количество закрытых в краевом центре угольных котельных — два десятка таких объектов прекратили работу.
Значительного прогресса в уходящем году мы достигли в реализации нацпроекта «Здравоохранение». Отчасти по понятным причинам пандемийной реальности. Но, замечу, что и оказание плановой медицинской помощи мы значительно подтянули. Организованы четыре центра амбулаторной онкологической помощи: в Красноярске (два), Назарово и Шарыпово. Завершено создание сети инвазивных сердечно-сосудистых центров, теперь она охватывает все районы нашего региона. В крупнейшие краевые клиники приобретено 86 единиц современного оборудования. В эти дни завершено строительство нового корпуса краевой клинической больницы для проведения магнитно-резонансных исследований — очень долгожданное событие для медиков.
Следующий нацпроект, который стоит выделить в этом году, — «Жилье и городская среда». Прежде всего в части расселения аварийных домов. В этом году в новое жилье переехали 3,5 тыс. жителей. Для этого были построены почти два десятка новых домов во многих муниципалитетах. Это тоже рекордные цифры, хотя нужно понимать, что этот рекорд нам придется бить каждый ближайший год, учитывая, что до 2025 года предстоит переселить 18,5 тыс. граждан.
В целом по объемам жилищного строительства отрасль уверенно восстанавливает свои позиции. Год еще не закончился, но мы уже понимаем, что в Красноярском крае будет сдано более 1,3 млн кв. м жилья, что выше целевых значений по нацпроекту.
Наконец, четвертый блок мероприятий нацпроектов, особенно важный для нашего региона, связан с развитием транспортной инфраструктуры. Дело в том, что мы входим в новый цикл инвестиционного развития. Рост объемов капвложений в экономику края по итогам этого года составит около 20–25%, а в ближайшие годы ожидается еще больше. Это связано с запуском масштабных проектов в Арктической зоне и переходом в активную фазу комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Понятно, что инфраструктурное развитие территорий должно обеспечиваться соответствующими темпами. В том числе это достигается за счет реализации мероприятий в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который также принято относить к системе нацпроектов.
В уходящем году у нас и здесь есть значимые достижения. В частности, завершена реконструкция магистральной рулежной дорожки в международном аэропорту Красноярска. Это расширило пропускную способность нашей воздушной гавани в два раза. У нас очень большие планы по созданию авиационного пассажирского и грузового хаба, подкрепленные намерениями сразу нескольких серьезных инвесторов. Пропускная способность аэропорта до сих пор оставалась узким местом. Выделение федеральных средств на соответствующие цели позволило решить эту проблему.
Еще одним примером снятия инфраструктурных ограничений является строительство Высокогорского моста через Енисей. Впервые в истории мы возводим постоянную переправу в северных широтах. Стройка идет по графику и даже с некоторым опережением — опять же благодаря выделению федеральных средств. Высокогорский мост не просто свяжет с большой землей 17 населенных пунктов правобережья Енисея, но «распечатает» целую россыпь инвестиционных проектов, связанных с добычей полезных ископаемых и лесопереработкой.
Иными словами, национальные проекты в Красноярском крае не просто успешно реализуются в направлении к целевым показателям, а оказывают реальное ощутимое влияние на качество жизни граждан и закладывают основу для дальнейшего развития региона».