Ограничения, направленные на борьбу с пандемией COVID-19, в наибольшей степени поставили под угрозу выживание малого и среднего предпринимательства (МСП), отмечают авторы аналитического обзора «МСП: Отложенные жертвы» Национального рейтингового агентства (НРА). В частности, малый бизнес, по сравнению с крупным, обладает меньшими возможностями по накоплению подушки безопасности и привлечению короткого фондирования, уточняют аналитики. По итогам прошлого года оборот малых предприятий, зарегистрированных как юридические лица, снизился на 3 трлн руб., отмечает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. В лучшем случае доля сектора МСП в ВВП страны в 2021 году, по оценкам агентства, может снизиться до 19,8%, в худшем — до 18,5%.
Например, в Красноярском крае, по данным «Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края», по итогам прошлого года количество субъектов МСП сократилось на 5,4%. В регионе, согласно данным ФНС, на начало апреля 2021 года зарегистрировано около 103 тыс. субъектов МСП.
Действующие в отдельных случаях до сих пор ограничительные меры и снижение потребительского спроса привели не только к сокращению бизнеса, но и перетоку части предпринимателей в самозанятые, отмечается в материалах «Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края». По мере снятия ограничений в четвертом квартале 2020 года темп сокращения числа субъектов МСП в регионе замедлился, а с начала 2021 года — начал постепенно расти: например, с января по апрель количество субъектов МСП увеличилось на 1570.
Предприниматели в период коронакризиса активно пользовались мерами господдержки, отмечает руководитель «Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края» Татьяна Бочарова. Популярностью пользовалась программа льготного зарплатного кредитования и так называемая программа «Возобновления деятельности» — с возможностью последующего полного или частичного списания кредита и процентов по нему при сохранении штата. По последней было одобрено 4,6 тыс. заявок на общую сумму почти 18 млрд руб.
По данным «Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края», 29 тыс. предпринимателей края воспользовались федеральной субсидией, предусмотренной для субъектов малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Всего в стране субсидией на сохранение штатной численности воспользовались более 2,1 млн компаний и ИП, общий объем выплат превысил 90 млрд руб.
«Нам в значительной мере помогла государственная субсидия, а также то, что у нас имелся собственный денежный резерв и мы смогли быстро сориентироваться в ситуации, отправив часть сотрудников во внеплановый отпуск, а остальных перекинули на доставку», — рассказывает Светлана Долгошей, заместитель директора трактира «Мельница», который проработал в Красноярске уже более десяти лет. По словам Светланы Долгошей, все рабочие места в условиях коронакризиса удалось сохранить. «Но отрасль восстанавливается очень тяжело. Спрос просел, растут коммунальные платежи и цены, нужно индексировать зарплату сотрудникам», — говорит она.
Дорога к восстановлению
От тактических мер поддержки, направленных на обеспечение выживания предприятия, необходимо переходить к стратегическим, отмечает Алла Юрова: разрабатывать долгосрочные механизмы поддержки инвестиционной активности МСП в постпандемийный период, а также применять риск-ориентированный подход к госрегулированию и поддержке бизнеса.
Некоторые регионы во время пандемии наряду с общегосударственными программами вводили свои антикризисные меры поддержки бизнеса на местах, отмечают авторы «Мониторинга экономической ситуации в России» из лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС. В 2020 году по решению губернатора Красноярского края Александра Усса в дополнение к федеральным инициативам были приняты региональные меры поддержки. Три пакета законов края помогли предпринимателям сгладить последствия кризиса, отмечает Татьяна Бочарова. Общий объем помощи бизнесу из краевого бюджета оценивается в 4,5 млрд руб. Региональную поддержку получили более 35 тыс. представителей малого и среднего бизнеса.
Однако, как отметили участники стратегической сессии губернатора с бизнес-сообществом региона в марте этого года, системные факторы, например трудности с доступом к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, на фоне непростого выхода из коронакризиса сдерживают развитие предпринимательской инициативы в регионе.
Ситуация с сокращением количества субъектов МСП, вызванная пандемией, в Красноярском крае стабилизировалась, отмечают в «Агентстве развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края». Но бизнес по-прежнему борется с последствиями пандемии, говорит Татьяна Бочарова. Кроме того, отмена единого налога на вмененный доход требует перехода на другую систему налогообложения, что также отнимает у бизнеса силы. В регионе постарались сделать так, чтобы этот переход был для предпринимателей комфортным, говорит она: «Например, в 2020 году установили в крае пониженные ставки при применении упрощенной системы, дополнили для индивидуальных предпринимателей перечень видов деятельности патентной системы налогообложения».
Бизнесу и экономике в целом нужны долгосрочные стабильные горизонты планирования, отмечает председатель красноярского регионального отделения «Опора России» Виктор Захаров: «Частые изменения в налоговой системе и в других сферах законодательства воспринимаются бизнесом как риски, каждое нововведение приводит к корректировке финансового учета действующего предприятия либо к дополнительным затратам на приобретение техники».
Поэтому региональные власти перешли от режима «тушения пожаров» к системной работе, отмечают в «Агентстве развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края». В частности, губернатор поручил правительству края подготовить комплексную региональную программу развития до 2024 года.
Системные меры
Проект программы будет представлен региональному правительству уже в июне и будет включать пять основных направлений: развитие инфраструктуры поддержки МСП, совершенствование системы финансовой поддержки МСП, стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП, снижение административного давления и популяризацию предпринимательства, говорится в материалах «Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края».
Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса региональные власти, в частности, связывают с дальнейшим развитием сети центров «Мой бизнес», которые созданы в регионе в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и их цифровизацией. Планируется выстроить полноценную цифровую экосистему, которая будет обеспечивать адресный подбор и проактивное предложение инструментов и мер господдержки в мобильном приложении центра «Мой бизнес». Для стимулирования спроса в секторе также будут задействованы информационно-коммуникационные ресурсы: предлагается сформировать единый региональный портал закупок, направленный на кооперацию субъектов МСП.
Также в планах региональных властей пересмотреть существующую систему финансовой поддержки: докапитализировать региональную гарантийную организацию и увеличить размер гарантий, расширить доступ к микрозаймам, уйти от возмещения бизнесу фактических затрат по муниципальным программам к субсидированию процентной ставки по кредитам.
Необходимо в целом укреплять партнерские отношения с бизнесом, отмечает Татьяна Бочарова: «Регион не опекает бизнес, а формирует для него комфортные условия, бизнес же в свою очередь платит налоги». Впрочем, адресное снижение фискальной нагрузки для бизнеса, занятого в приоритетных отраслях, также предусмотрено.
Так, например, в марте этого года глава региона подписал распоряжение о дополнительных мерах поддержки пострадавших отраслей, в частности для предпринимателей, которые в 2021 году перешли с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения (УСН), льготная налоговая ставка будет снижена до 1% или 5% в зависимости от объекта налогообложения. Также будет уменьшена льготная налоговая ставка по УСН для видов отраслей, не восстановившихся до настоящего времени от последствий пандемии, в том числе общепита, туризма, сферы развлечений.
Перед регионом стоит задача дальнейшей стабилизации налоговой нагрузки на бизнес и расширения мер административной поддержки предпринимателей, в частности нестационарных объектов торговли, отмечает Виктор Захаров. По его словам, «Опора России» внесет свои предложения в программу развития малого и среднего бизнеса региона в рамках стартовавшего 12 апреля «Красноярского экономического форума».