Платежная индустрия давно предлагает специальные продукты для часто путешествующих людей — дебетовые и кредитные карты с выгодными условиями покупки авиа- и железнодорожных билетов, бронирования отелей, а также сопутствующими услугами и бонусами. Некоторые из таких карт являются кобрендовыми с отдельными авиакомпаниями, другие предоставляют выгодные условия на любые покупки в тематических категориях.
По словам руководителя департамента кредитных карт и потребительского кредитования дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Фредерика Д’Суза, аудитория премиальных travel-карт с каждым годом меняется. Так, в 2019–2021 годах ощущается приток пользователей в возрасте до 35 лет.
Путешествия «ползут вверх»
Сегодня ситуация для сегмента таких карт осложняется общим падением рынка путешествий, снижением количества перелетов, говорит руководитель Deloitte Digital Максим Шапировский. Сейчас рынок путешествий постепенно медленно восстанавливается. Количество забронированных ночей в отелях в мире в марте 2021 года превысило количество бронирований за тот же период прошлого года на 14%, показало глобальное исследование Guestcentric и Great Hotels of the World. Однако наряду с этим все больше гостиниц закрывается на фоне негативных ожиданий продолжающейся «заморозки» международных поездок в текущем году. В апреле о том, что работа прекращена или приостановлена, сообщали 40,6% отельеров, против 38% в марте. По статистике эквайринга ВТБ, расходы россиян на авиабилеты и туры не вернулись к допандемийному уровню и по итогам первых трех недель апреля были на 16% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Хотя майские праздники дали повод для оптимизма: как показали результаты исследования QIWI Business, расходы на турпутевки с первого по десятое мая текущего года на 15% превысили докризисные показатели 2019-го, а количество транзакций в сегменте увеличилось на 296%.
В связи со снижением общего уровня бронирований и покупок авиабилетов некоторые эмитенты travel-карт скорректировали бонусы в сторону уменьшения, отмечает зампредседателя комиссии по цифровым и финансовым технологиям ТПП РФ Тимур Аитов: «Вознаграждения пропорциональны притоку денежных средств, а он уменьшился». В то же время эмитенты стараются максимально сохранить имеющиеся привилегии, говорит сопредседатель комитета Ассоциации банков России по платежным системам Алексей Маслов: «Люди все же надеются на снятие ограничений и возврат к более-менее свободным путешествиям».
По словам Фредерика Д’Суза, несмотря на снижение количества поездок, уровень трат владельцев премиальных кредитных карт «Аэрофлот» в заграничных поездках остается высоким. Более того, в феврале 2020 года Ситибанк запустил дебетовые карты Citi Priority «Аэрофлот», и с начала 2021 года портфель по ним каждый месяц демонстрирует двузначные темпы прироста, отмечает руководитель розничного бизнеса дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Екатерина Комарова.
Опрошенные РБК+ эксперты обращают внимание на то, что путешественникам хорошо подходит большинство премиальных карт, поскольку они подразумевают систему привилегий в аэропортах, ресторанах, гостиницах в разных городах и странах, а также бонусы, связанные со страховкой и транспортом. Традиционно популярными являются мультивалютные карты, привязанные к нескольким счетам, с возможностью переводить деньги с одного счета на другой и выбирать валюту транзакции.
В марте этого года программа лояльности для путешественников появилась на федеральном уровне. Ростуризм совместно с национальной платежной системой «МИР» решили поддержать внутренний туризм, выплачивая кешбэк за туры по России в размере 20% (но не более 20 тыс. руб. за одну транзакцию). Акция продлится до 15 июня. По мнению независимого эксперта по банковскому рынку Михаила Ермакова, платежная система «МИР» при более активном участии федеральных игроков могла бы со временем охватить всю рублевую зону внутреннего туризма.
Как правильно выбрать travel-карту
При выборе travel-карты стоит обратить внимание на такие привилегии, как доступ в бизнес-залы аэропортов, консьерж-сервис, поездки на такси, бесплатная упаковка багажа, скидки и спецпредложения партнеров, кешбэк, проценты на остаток, страхование для путешественников. Так, некоторые страны начали открывать свои границы с дополнительным требованием к въезжающим страховать риски, связанные с COVID-19, и эмитенты премиальных travel-карт постепенно подстраиваются под это требование. В идеале страховое покрытие владельцев таких карт должно позволять им «бесшовно» перемещаться по миру.
При выборе карты оцените, какие компании попадают в перечень партнеров и в какие сезоны работают кешбэки, рекомендует Максим Шапировский: «Зачастую бонусы отменяются в высокий туристический сезон. Кроме того, важно обращать внимание на условия начисления, использования и «сгорания» миль». В некоторых случаях расчет накопленными милями может проходить только через собственную витрину банка. По словам Екатерины Комаровой, поддержка такой витрины требует дополнительных затрат, поэтому может компенсироваться менее выгодными условиями или скрытыми лимитами и комиссиями.
Кроме того, как правило, действует ограничение доступа в бизнес-залы аэропортов (количество проходов для владельца карты, а также возможность пригласить с собой гостей), говорит Фредерик Д’Суза: «Конечно, лучше всего выбирать карты с неограниченным доступом ко всем привилегиям, но стоимость обслуживания по такой карте может превысить общую выгоду от ее использования». Важно, по словам эксперта, сравнивать стоимость обслуживания и СМС-уведомлений, тарифы на переводы, а также кредитные лимиты разных предложений travel-карт.
Фредерик Д’Суза подчеркивает, что при бронировании отелей или аренде автомобилей по карте может заранее замораживаться часть средств, для чего удобнее пользоваться именно кредитными картами. По его словам, банки часто настраивают более щедрые условия вознаграждения именно по кредиткам. Например, в Ситибанке по некоторым категориям кредитных карт в 2019 году был повышен коэффициент накопления миль за покупки в категории «Путешествия» и за границей. Кроме того, банк регулярно проводит маркетинговые кампании, в рамках которых можно накопить больше миль за покупки в России. У банка три типа кредитных travel-карт — «Аэрофлот» Ситибанк, Miles&More Ситибанк и Citi Prestige. Все эти карты можно получить без оформления пакета премиальных банковских услуг. По карте Citi Prestige накопленные бонусы можно обменивать не только в категории «Путешествия», но и на сертификаты партнеров из других категорий («Утконос», «Перекресток», «Яндекс.Еда» и т.д.) или оплачивать бонусами покупки по карте. Размер бонусов не ограничен месячными лимитами, и они не «сгорают», что особенно важно в пандемию, подчеркивает Фредерик Д’Суза. Кроме того, держатели карты получают каждую четвертую ночь в отеле в подарок.
При всех плюсах у кредиток есть и минусы: за снятие наличных, по которым льготный период не действует, могут взиматься комиссии. Не говоря уже о процентах на остаток задолженности по истечении льготного периода.
Подводными камнями при использовании travel-карт становятся и условия конвертации валют, которая происходит по курсам банков. В результате клиент часто не знает, сколько точно он заплатит за товар или услугу. «Такая информация не всегда доступна путешественникам из-за особенностей обработки транзакций в иностранных валютах. Банки иногда откладывают совершение платежа, пока окончательно не убедятся в его итоговой сумме», — пояснили РБК+ в пресс-службе Visa. В апреле этого года платежная система изменила порядок обработки межвалютных транзакций и ввела единый обменный курс для их авторизации. По словам Екатерины Комаровой, при выборе карты стоит обратить внимание на ее мультивалютность, то есть возможность «привязывать» карту к разным валютным счетам для оплаты покупок без конвертации. Например, по карте Citi Priority «Аэрофлот» можно оплачивать покупки напрямую в одной из 17 валют, а наличные снимать без комиссии в любом банкомате Ситибанка по всему миру.
Помимо непрозрачных курсов конвертации, неприятным сюрпризом при покупках за рубежом могут стать трансграничные платежи, которые устанавливают местные банки. Однако и то и другое можно частично или полностью компенсировать за счет кешбэка, процента на остаток и других вознаграждений, которые предлагают travel-карты, говорят эксперты.