#12 Банковское дело, 21 декабря 2021
Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Как бизнес погружается в проблемы общества

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Компании продолжают развивать программы корпоративной социальной ответственности и вовлекают сотрудников в волонтерское и благотворительное движение для решения насущных проблем страны.

Российский бизнес проходит проверку на ответственное отношение к нуждам общества не первый год. Новая коронавирусная инфекция только усилила потребность в помощи со стороны компаний — 85% организаций оказали финансовую и иную помощь по борьбе с коронавирусом, согласно результатам исследования «COVID-19: трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии» (2020) агентства Young Group Social и FIELDS 4E.

Многие компании выделили дополнительные бюджеты на программы корпоративной социальной ответственности (КСО), рассказала директор благотворительного фонда КАФ Мария Черток: «После некоторого сокращения в начале пандемии объемы корпоративных пожертвований в некоммерческие организации (НКО) восстановились, и по некоторым направлениям даже выросли».

Напомним, что согласно установленному в 2010 году стандарту Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), КСО — это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду.

Пандемия как стимул 

Переориентация на стандарты ESG (Environmental, Social, Corporate, and Governance — набор стандартов экологического, социального и корпоративного управления, которые сознательные инвесторы используют для проверки компаний) стимулируют бизнес все глубже интегрировать практики социальной и экологической ответственности в базовые процессы и политики корпоративного управления, отмечает Мария Черток.

В большинстве компаний в нашей стране к настоящему времени сложилась устойчивая практика КСО, особенно ее социальной составляющей, следует из исследования «ESG вопросы в практике российских публичных компаний» (2021) Российского института директоров: 98% коммерческих организаций в стране практикуют программы КСО в отношении собственных сотрудников и членов их семей, 75% — на комплексной основе занимаются благотворительностью, 70% — практикуют корпоративное волонтерство, более 50% — реализуют комплексные программы развития в регионах присутствия.

Растет количество компаний, системно занимающихся благотворительной и социальной деятельностью, отмечает руководитель проектов Ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров» Светлана Саркисова. По ее словам, за 14 лет реализации проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» — конкурса и рейтинга, направленного на выявление лучших практик КСО и поддержку их развития, более 200 компаний представили общественности свои социальные программы. В этом году, например, в конкурсе приняли участие 66 компаний и их подразделений, работающих в России, 44 из них представлены в рейтинге лидеров корпоративной ответственности. Только по данным 39 участников рейтинга, раскрывших в этом году свои расходы на социальные и благотворительные проекты, вложения в эти цели составили почти 105 млрд руб.

По словам Светланы Саркисовой, порядка 70% бизнес-организаций в России на фоне пандемии увеличили инвестиции в КСО и лишь около четверти их сократили. И эта готовность, несмотря на экономические сложности, наращивать социальные и благотворительные программы отвечает общемировым стандартам, говорит Светлана Саркисова: «Аналогичные показатели мы видим в международном исследовании КСО Giving in numbers. Отрадно, что есть компании, принимающие участие в обоих проектах, в России это, например, локальные подразделения Citi, Philip Morris International, KPMG, Coca-Cola».

Воспитание ответственности 

Бизнес довольно быстро наращивает экспертизу в проектах, направленных на социальное и экологическое благополучие общества. За последние десять лет круг компаний, поддерживающих проекты некоммерческих организаций, существенно расширился, говорит директор региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Дэнис Роза: «Компаний, которые поддерживают наши инициативы, стало по меньшей мере в пять раз больше». Это, по ее словам, дает возможность планировать программную деятельность, развивать крупные и долгосрочные программы.

Например, с фондом Citi (Citi Foundation) общественная организация с 2013 года реализует программу занятости молодежи с ограниченными возможностями. Помимо обучения людей с инвалидностью навыкам успешного трудоустройства проект направлен на привлечение к инклюзивному трудоустройству других работодателей, просвещение в области юридических аспектов, этики общения, разрушение стереотипов и барьеров, существующих при трудоустройстве людей с инвалидностью, рассказала президент, председатель правления АО КБ «Ситибанк» (Ситибанк) Мария Иванова.

Еще одна актуальная проблема — безработица среди молодежи. Как заявлял недавно глава Минтруда РФ Антон Котяков, более 33% об общего числа безработных — люди до 29 лет.

С 2015 года фонд Citi реализует программу развития навыков трудоустройства для студентов колледжей с фондом «Фокус-Медиа». Целевая группа проекта — молодые люди из уязвимых групп населения. Для успеха на рынке труда и занятости от молодых людей требуются не только профессиональные знания и опыт, но и междисциплинарные и надпрофессиональные навыки, а также soft skills (комплекс умений для быстрой адаптации под меняющиеся обстоятельства), отмечают в Ситибанке. Поэтому компания сосредоточила усилия на проектах, помогающих развивать навыки трудоустройства молодежи с низким стартовым капиталом, ее финансовую грамотность и молодежное предпринимательство.

При этом выбор благотворительной программы зависит не только от актуальности проблемы, но и от того, как НКО задействует инновации, вовлекает в работу волонтеров, сотрудничает с государственными органами и другими партнерами, а также от наличия четких показателей результативности программы, говорит Мария Иванова.

В целом растет интерес бизнеса к содержательным проектам с конкретными природоохранными результатами, отмечает директор по работе с корпоративными партнерами и сторонниками Всемирного фонда дикой природы (WWF) Ирина Воробьева. Взаимодействие бизнеса с общественными организациями, по ее словам, становится более системным: «Компании стремятся к долгосрочному сотрудничеству, а не разовым акциям». В рамках совместной программы с фондом Citi WWF, например, с 2018 года знакомит молодых людей с возможностями «зеленых» профессий и обучает их экологическому мышлению, рассказала Ирина Воробьева.

Фонд КАФ помогает российским и международным компаниям разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность благотворительных программ. Объемы такого сотрудничества увеличиваются, отмечает Мария Черток: «Растет запрос на проведение оценки воздействия программ КСО, чтобы измерить их вклад в решение социальных проблем и сделать социальные инвестиции максимально эффективными».

Три года назад фонд Citi вместе с фондом КАФ, например, начал комплексное и всестороннее исследование проблемы трудоустройства молодежи с низкими экономическими возможностями, в том числе чтобы привлечь к проблеме внимание бизнес-сообщества, отмечает Мария Иванова: «Вместе с некоммерческими организациями мы изучаем общественные проблемы и способы их решения. С 2001 года Citi инвестировал более $16 млн в долгосрочные программы некоммерческих организаций в России».

Этические стимулы 

На фоне пандемии клиенты стали оценивать бренд по глобальной пользе и вкладу компании в борьбу за сохранение общих ценностей. Глобально 71% потребителей товаров и услуг готовы отказаться от покупки, если бренд не является социально ответственным, говорят результаты исследования Edelman Trust Barometer 2020.

Кроме того, компании за счет реализации проектов в области охраны окружающей среды и снижения негативного воздействия, например, часто получают прямую или косвенную выгоду, отмечает Ирина Воробьева: «В последние несколько лет мы видим, что экономическое развитие и охрана окружающей среды — не взаимоисключающие понятия».

В прошлом году после долгих лет обсуждений в России, например, появилась льгота по налогу на прибыль для компаний, жертвующих средства в некоммерческие организации, отмечает Мария Черток: «Эта мера определенно может способствовать развитию корпоративной благотворительности в долгосрочной перспективе, в том числе она может сказаться и на росте объемов пожертвований в НКО».

По данным Минэкономразвития РФ, в 2020 году 36 компаний безвозмездно передали НКО более 10 млрд руб., сумма льготы по налогу на прибыль для них составила более 2 млрд руб. За первое полугодие 2021 года 53 компании заявили о расходах на благотворительность в размере 8 млрд руб. и получили льготу в объеме 1,6 млрд руб. «Компании тратят на благотворительность больше средств, чем заявлено. Пока еще не все знают о возможности по списанию налогов», — цитирует сайт ведомства замглавы министерства Татьяну Илюшникову.

Мотивы у всех разные, но общим для всех является желание менять социальную среду, уверен руководитель отдела по трудоустройству общественной организации для инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков: «Ситибанк и другие наши партнеры работают в регионах, чтобы улучшить социальную ситуацию и дать людям больше возможностей для работы, в том числе и для трудоустройства людей с инвалидностью».

Инструменты Аккредитивы: альтернатива кредитам во внешней торговле
Содержание
Закрыть