Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Аккредитивы: альтернатива кредитам во внешней торговле

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
В пандемию увеличился спрос на инструменты, обеспечивающие максимальную комфортность участников торговых операций, особенно при трансграничных сделках. В частности, в последний год выросла популярность аккредитивов.​

После 2020 года российская внешняя торговля начала восстанавливаться. По данным Банка России, в первом квартале нынешнего года экспорт вырос на 2,8%, тогда как импорт прибавил 14,2%. В этих условиях растет и интерес участников внешнеторговых сделок к документарным аккредитивам — давно признанной удобной форме расчетов.

Антикризисные опции

В текущих условиях роста инфляции и соответствующего повышения ключевой ставки российским Центробанком преимущество получают инструменты, ориентированные на снижение рисков, говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

Свою популярность аккредитив приобрел благодаря надежности и прозрачности осуществления операции. Суть инструмента довольно проста: банк покупателя (банк-эмитент) выпускает аккредитив — обязательство произвести оплату по сделке после отгрузки товара и предоставления продавцом документов, подтверждающих отгрузку. Таким образом закрываются основные внешнеторговые риски: риск неплатежа для экспортера и риск некачественной поставки для импортера.

В кризисные времена никто не знает в какой финансовой ситуации находится твой контрагент, отмечает председатель совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза: «Поэтому популярность аккредитивов, нивелирующих многие риски, за последний год значительно выросла».

Риски контрагентов существенно снижаются за счет участия в сделке первоклассных банков с надежной репутацией и высоким кредитным рейтингом. «Аккредитив — одна из наиболее надежных форм расчетов, — говорит руководитель департамента мировых финансов Финансовой академии при правительстве РФ Елена Звонова. — Надежнее, пожалуй, с точки зрения поставщика только предоплата, но на условиях предоплаты в цивилизованном мире никто уже давно не работает».

По словам Василия Солодкова, несмотря на то что аккредитивы различаются как условиями контрактов, так и степенью защищенности, «в целом при прочих равных это наиболее надежный инструмент как для импортера, так и для экспортера».

Особенно это актуально при выходе на новые рынки, заключении торговых отношений с новыми партнерами, а также в ситуациях, когда финансовое положение многих компаний может ухудшиться. Очевидно, что в первую очередь подобного рода задачи важны при заключении трансграничных сделок — там, как отмечают собеседники РБК+, выше вероятность, что поставщик и покупатель «говорят на разных языках» как в буквальном, так и в переносном смысле слова.

Аккредитивы широко применяются как на внутрироссийском, так и на международном рынках, обеспечивая максимальную эффективность расчетов по внешнеторговым контрактам. «В экспортно-импортных сделках задействованы контрагенты из разных стран. Выходя на новые рынки, компании стремятся максимально снизить риски возможных потерь, и аккредитивная форма расчетов позволяет не только минимизировать эти риски, но также привлечь финансирование в рамках данного инструмента», — говорит руководитель управления торгового финансирования АО КБ «Ситибанк» (Ситибанк) Шрей Дага.

Одно из главных преимуществ международных аккредитивов — полная прозрачность инструмента, а также его «интернациональность»: аккредитивы выпускаются в соответствии с Унифицированными правилами UCP 600 Международной промышленной палаты (ICC), обязательными для выполнения всеми участниками сделки. И это не просто «профсоюзные обязательства», а юридически обязывающие документы, более того — конкретные механизмы судебной защиты, поясняют опрошенные РБК+ эксперты.

Финансовый директор Baker Hughes в регионе Россия и СНГ Екатерина Арцева подчеркивает гибкость, удобство и простоту работы в сфере документарных операций: «Благодаря локальному присутствию и многолетнему опыту работы в сфере аккредитивных расчетов Ситибанк помог нам реализовать документарные аккредитивы на оплату услуг бурения и проведения инженерных работ в национальной валюте, предоставив подтверждение и опцию дисконтирования». Данное решение, по словам представителя компании, полностью соответствует современным требованиям рынка не только в части стоимостных условий, но также в отношении сроков и качества реализации».

В чем выгода

Только гарантиями поставки и платежа функции аккредитивов не ограничиваются — возможность их дисконтирования является дополнительным бонусом, повышающим привлекательность данного инструмента. В этом случае аккредитивы выступают де-факто кредитными инструментами. «Без преувеличения можно сказать, что дисконтирование аккредитивов на сегодняшний день — это один из наиболее популярных и конкурентных способов финансирования внешнеторговых сделок», — говорит Шрей Дага.

Структура сделки в случае исполнения аккредитива путем отсроченного платежа с дисконтированием выглядит следующим образом. Исполняющий банк, выплатив деньги поставщику (бенефициару по аккредитиву), направляет требование оплаты в банк-эмитент не сразу, а в дату окончания. «Ситибанк структурировал сделки по нашим поставкам с помощью импортных аккредитивов с дисконтированием таким образом, что мы смогли увеличить отсрочку платежа до 180 дней, а наши поставщики — получить оплату немедленно», — рассказывает руководитель управления финансирования ГК «Агама» Александр Федюнин.

Аккредитив выгоден, если у банков поставщика и покупателя есть давние, сложившиеся партнерские отношения, а банк покупателя может открыть ему непокрытый аккредитив, то есть покупатель не отвлекает на сделку оборотные средства, говорит Владимир Гамза. По его словам, особенно ощутим этот эффект именно в международной торговле, когда сроки поставки товара (например, в случае транспортировки морем) могут составлять несколько месяцев. При этом, по мнению Владимира Гамзы, принимать решение о целесообразности дисконтирования аккредитива в качестве инструмента краткосрочного финансирования необходимо по каждой сделке, рассчитывая стоимость заемных средств методом дисконтирования денежных потоков, а также не забывая про скидки, которые, возможно, будет готов предоставить продавец в случае предоплаты.

Василий Солодков придерживается аналогичной точки зрения: каждая сделка индивидуальна и нужно просчитывать конкретные условия и определять стоимость инструмента. Если же говорить о выборе банка для открытия аккредитива, одним из главных условий является наличие разветвленной международной корреспондентской сети.

Помимо обширной корреспондентской сети важна и собственная сеть банка. Ситибанк, к примеру, по словам Шрея Дага, всегда стремится проводить трансграничные сделки с аккредитивами через структуры Citigroup (является зарегистрированным товарным знаком и/или знаком обслуживания, использующимся в различных странах мира) в странах продавца и покупателя. «Очевидно, что реализация сделки внутри группы идет по ставкам ниже среднерыночных, а это позволяет снизить издержки и стоимость финансирования для наших клиентов», — говорит он.

Инструменты Как управлять корпоративными финансами из «центра»
Содержание
Закрыть