Исследования консалтингового агентства Young Group Social и PR-агентства Fields 4E, проведенные в прошлом году, показали, что в 40% компаний сотрудники официально участвовали в добровольной помощи людям. Практически каждый крупный бизнес оказывал содействие в решении вопросов, связанных с пандемией.
Бизнес не в стороне
На фоне коронакризиса, по словам административного директора hh.ru Марины Лобынцевой, многие компании начали развивать социальные проекты. Количество вакансий на hh.ru, в которых работодатели упоминают наличие корпоративных волонтерских программ и проектов, за 2020 год выросло в пять раз по сравнению с 2019-м и составило 5,3 тыс. В 2021 году этот тренд сохраняется, говорит Марина Лобынцева: «На конец мая количество вакансий с упоминанием волонтерских программ достигло 3,6 тыс.». Ресурс корпоративного волонтерства должен быть направлен на еще более глубокую интеграцию бизнеса с общественными инициативами и социальными проектами, считает она.
В «Росатоме», например, число волонтеров превысило 800 человек. Волонтеры Ситибанка в России во время пандемии помогали проживающим в домах престарелых пожилым людям, которые оказались в полной изоляции во время локдауна, рассказала руководитель департамента по связям с общественностью АО КБ «Ситибанк» Анна Самохвалова: «Волонтеры Citi организовывали онлайн-визиты в дома престарелых, записывали поздравления и экскурсии, посылали открытки к праздникам по почте». Сотрудники «Фабрики идей» компании «Леруа Мерлен» в рамках движения «Мейкеры против COVID-19» помогали с производством и упаковкой защитных щитков для врачей, приводят пример корпоративной волонтерской помощи авторы исследования Young Group Social.
Во многих случаях для волонтерских проектов используются креативные идеи и игровые форматы. К примеру, Ситибанк совместно с благотворительным фондом «Добрый город Петербург» устраивает для сотрудников волонтерские квесты и хакатоны. В частности, в сентябре 2020 года банк провел квест, в рамках которого работники компании могли выбрать вид помощи и социально уязвимую группу; после специальной подготовки они проводили онлайн-консультации для пожилых по использованию смартфона, выгуливали приютских собак, убирали мусор в парках, оповещали городские власти о незаконных свалках, создавали обучающие видео для детей с аутизмом. В акции приняло участие более 250 сотрудников Ситибанка.
А 25 июня в рамках Дня волонтера Citi проводится «Хакатон идей» — брэйнстормы, помогающие искать новые решения в области продвижения активного долголетия среди пожилого населения, помощи бездомным животным, популяризации донорства костного мозга. «Хакатон идей» — пример того, как компания и ее сотрудники, обладающие определенным опытом и знаниями, могут помочь благотворительным организациям в поиске эффективных инструментов поддержки уязвимых групп граждан или для решения социальных и экологических проблем, отмечает директор по фандрайзингу фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова. «Это вариант интеллектуального волонтерства или pro bono (для общественного блага. — РБК+), когда добровольцы в качестве благотворительности делятся своими профессиональными навыками», — отмечает она.
Корпоративное волонтерство предполагает высокую вовлеченность персонала, говорит Марина Лобынцева. В подобных проектах сотрудники зачастую действительно участвуют целыми семьями, отмечает она: «У большинства людей есть потребность нести добро, и если в компании создаются все условия, то сотрудникам не нужно самим искать, как применить свои знания, силы, энергию».
Корпоративные традиции
По данным Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ), мировому институту корпоративного добровольчества чуть более 40 лет. Одними из первых корпоративным добровольчеством в конце 1960-х — начале 1970-х серьезно занялись компании Levi’s Strauss, Bell Labs, Citi, IBM, Xerox.
В России корпоративное волонтерство развивается с конца 2000-х годов. До пандемии COVID-19 у него были и другие катализаторы. В частности, финансовый кризис 2008 года, когда многие компании были вынуждены сократить прямые расходы на социальные программы, а в качестве источника ресурсов стали задействовать имеющийся кадровый и интеллектуальный капитал, отмечают авторы подготовленного НСКВ руководства «Корпоративное волонтерство в России. От практики — к стандартам».
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в ноябре прошлого года по заказу Ассоциации менеджеров, 65% респондентов — представителей крупного и среднего бизнеса отмечают, что за последние два-три года выросло число компаний, реализующих программы корпоративного волонтерства. Около 70% опрошенных компаний сами осуществляют такие проекты, 37% — на регулярной основе.
В России корпоративное волонтерство развивают дочерние предприятия западных компаний, в том числе Citigroup, Amway, DHL, Deloitte, Boeing, а также российский бизнес, развивающийся по западным стандартам управления: «Уралсиб», МДМ, «Северсталь», «Трансаэро», МТС, «Вымпелком» и пр., сообщает в своих работах руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский.
Международный день волонтера Citi, в котором участвуют более 100 тыс. добровольцев по всему миру, в этом году проводится в 16-й раз. В нашей стране волонтерские активности проходят с 13 мая по 30 июня. «Ежегодно в рамках этой акции более тысячи сотрудников компании с друзьями и семьями принимают участие в волонтерских мероприятиях в 11 городах, где присутствует компания», — рассказала Анна Самохвалова. Вовлечение сотрудников в решение общественных проблем является эффективным инструментом формирования корпоративной культуры, внутренних коммуникаций и благоприятного микроклимата внутри коллектива, отмечается в материалах НСКВ.
В рамках Дня волонтера и Международного дня защиты детей 1 июня Ситибанк, например, организовал благотворительный спортивный челлендж: за каждого участника Citi перевел 500 руб. в благотворительный фонд «Твоя территория». Этот фонд в числе прочего готовит психологов-консультантов для помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. А партнерство банка позволит все лето работать в прежнем режиме линии помощи детям и подросткам, принимать обращения из всех регионов, говорит директор фонда Екатерина Федорова.
Организация и цифровизация
Существенным стимулом для корпоративного волонтерства может стать развитие так называемого третьего сектора — некоммерческих организаций (НКО) в области благотворительности, отмечают эксперты. Государственная поддержка развития некоммерческого сектора, благотворительности и добровольчества и внесение соответствующих изменений в законодательство в этих сферах способствовало росту числа социально ориентированных НКО (СОНКО). Как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития РФ, за восемь лет оно увеличилось на 47 тыс. и в 2019 году составило около 146 тыс. Средняя численность добровольцев, участвующих в деятельности СОНКО, в этот период увеличилась в 3,5 раза, до 4 млн человек.
Сотрудничество бизнеса с СОНКО нивелирует нехватку у корпоративных волонтеров профессиональных знаний и навыков в оказании благотворительной помощи, говорит заместитель директора фонда «Фокус-медиа» Оксана Баркалова. Фонд, например, в рамках сотрудничества с Ситибанком обучает корпоративных волонтеров компании, знакомит их с другими фондами и НКО, работающими с социально уязвимыми группами населения. Во время самоизоляции и пандемии обучение и знакомство с профильными НКО продолжалось в онлайн-формате, рассказала Оксана Баркалова. По данным исследования, проведенного благотворительным фондом развития филантропии КАФ, многие их коллеги стали активнее пользоваться digital-инструментами в своей работе: треть опрошенных адаптировались и придумали новые онлайн-сервисы для поддержки нуждающихся. Опыт проведения Международного дня волонтера совместно с Ситибанком в онлайне в прошлом году показал возможности этого формата и позволил не останавливать работу волонтеров и в этом году, отмечает Дарья Буянова.
Цифровизация сектора, а также развитие новых форматов онлайн-волонтерства и благотворительности — тренды отрасли, которые получат дополнительное развитие в ближайшие несколько лет, уверены эксперты.