Проект включает в себя автодорожный мостовой переход протяженностью почти 1,2 км через реку Енисей в районе поселка Высокогорский на севере Красноярского края, а также строительство примыканий к автодорогам общего пользования и кольцевой развязки, соединяющей мост на левом берегу с автодорогой Красноярск — Енисейск. Он реализован за счет средств федерального и краевого бюджетов в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и входит в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». Общая сумма инвестиций — более 7 млрд руб. Высокогорский мост стал седьмым по счету автомобильным переходом и самым северным мостом через Енисей.
Мостовые перспективы
Значимость запуска в эксплуатацию Высокогорского моста подтверждается вниманием к проекту первых лиц государства. В церемонии его открытия в конце августа, в частности, в режиме видеосвязи принял участие президент страны (в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития Красноярского края).
Высокогорский мост обеспечит нормальный транспортный доступ к одной из наиболее труднодоступных частей Красноярского края — правобережью Енисея и Ангары, комментирует заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Дмитрий Кувалин: «Это даст возможность постепенно вовлечь в экономический оборот богатые природные ресурсы этой территории и значительно улучшить качество жизни местных жителей, в том числе за счет удешевления завозимых потребительских товаров».
Старший директор, руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Тимур Искандаров также отмечает, что соединение правобережья Енисея с активной дорожной сетью Красноярского края будет способствовать дальнейшему промышленному освоению региона и разработке новых месторождений полезных ископаемых, в частности, золота. «Безусловно, это положительно скажется на экономике региона», — констатирует эксперт.
«Мост даст новые возможности, это серьезный импульс для развития Ангаро-Енисейского экономического района, где реализуются инвестиционные проекты на сумму более 200 млрд руб., — говорит руководитель Красноярского края Михаил Котюков. — Кроме того, у этой переправы еще и важная социальная функция — устойчивую связь получили люди, живущие на правобережье. Чтобы эффективнее использовать появившиеся возможности, нужно переходить к следующему этапу — развитию дорожной сети на правом берегу и, конечно, развивать вокруг моста сервисы придорожной инфраструктуры. Там для этого есть все предпосылки».
В ходе видеосовещания Владимир Путин сделал акцент на значимости инфраструктурных проектов для страны в целом: «Отдельная тема — это развитие логистики и транспортной инфраструктуры: расширение Транссиба, наращивание возможностей Северного морского пути, наших арктических морских и речных портов, воздушных гаваней и, конечно, ремонт и строительство автомобильных трасс и путепроводов. Эти проекты имеют особое значение для Красноярского края, да и для Сибири, для всей страны — как для бизнеса, так и для граждан». По его словам, в последние годы государством в этой сфере много делается, и «нужно эти набранные темпы не терять».
Опережающее развитие инфраструктуры является одним из приоритетов экономической политики страны, напоминают в пресс-службе Минстроя РФ.
Инфраструктурные эффекты
В современной России инфраструктурное строительство обеспечивает получение трех ключевых эффектов для национальной экономики, говорит Дмитрий Кувалин. Первый — на фоне западных санкций оно играет роль антикризисного компенсатора, создавая дополнительный спрос на продукцию отечественного производства. Второй — развитие транспортной инфраструктуры в южном и восточном направлениях позволяет повысить гибкость внешнеторговых поставок и таким образом смягчить отрицательные последствия санкций. «Третий, и пожалуй, главный эффект, — инфраструктурное строительство обеспечивает полноценное пространственное развитие России, позволяя вовлекать в экономический оборот дополнительные ресурсы; увеличивать мультипликативные эффекты в национальной экономике за счет повышения связанности пространства и упрощения транспортных связей, а также увеличения доступности энергии и инженерных сетей; снижать межрегиональное неравенство за счет более равномерного развития экономической деятельности», — отмечает Дмитрий Кувалин.
Чем больше инвестиции в инфраструктуру той или иной территории, тем выше их эффективность, свидетельствуют данные анализа ИНП РАН. Расчеты ученых показали, что при высоком уровне бюджетных вложений инвестиционный мультипликатор (отношение внебюджетных инвестиций к бюджетным) может достигать значения 4,5–5 руб. «Иными словами, в результате вложения в инфраструктуру одного бюджетного рубля в макрорегион приходят еще 4,5–5 руб. внебюджетных инвестиций», — поясняет Дмитрий Кувалин. Однако, по его словам, если объем бюджетных инвестиций в инфраструктуру макрорегиона невелик, то мультипликатор падает до 3. «Экономический смысл следующий. Чем гуще инфраструктурные сети, тем больше смысла организовывать новые производства. Кроме того, реальное повышение плотности экономического пространства приводит к опережающему росту межотраслевых связей внутри осваиваемого региона, что усиливает частную инвестиционную активность», — продолжает эксперт.
Любой дополнительный прирост инвестиций в инфраструктуру в России при рациональном подходе к отбору проектов кратно окупится в виде роста ВВП в средне- и долгосрочной перспективе, говорит Тимур Искандаров: «Главная проблема сейчас — поиск дополнительных источников финансирования. И здесь приходится констатировать недостаточное развитие рыночных механизмов — основным источником инвестиций служит либо бюджет, либо кредитные средства, предоставляемые государственными же банками и институтами развития, что де-факто означает — государство принимает на себе преобладающую часть структурных рисков». В то же время, по словам эксперта, практически не используются такие инструменты для привлечения средств на финансовом рынке, как обеспеченные облигации, выпускаемые специализированными обществами проектного финансирования (СОПФ), которые могли бы не только усилить приток внутренних и внешних инвестиций в экономику, но и способствовали бы более равномерному распределению рисков.
Как отмечает руководитель группы по управлению строительными проектами Kept (экс-KPMG в РФ) Алексей Медников, сегодня матрицу логистической инфраструктуры России — исторически развитой в центральном, западном и отчасти южном мегарегионах страны — приходится существенно перестраивать. «В перспективе — значительный рост Дальневосточного и Сибирского регионов. Именно с этой целью сейчас активно строится и будет запущена до конца года трасса до Нижнего Новгорода. А до конца 2024 года будет построена трасса до Екатеринбурга, озвучены планы продолжить ее дальше», — говорит эксперт.
Среди мостовых мегапроектов Дмитрий Кувалин выделяет ожидаемый в течение ближайших лет запуск строительства моста через Лену в Якутске, а также мостовой переход через Обь в районе Салехарда, который позволит связать важнейшие магистрали Северного Урала и Западной Сибири, а также ускорить реализацию проекта по строительству железной дороги вдоль Северного широтного хода. «Ряд экспертов считает, что без этой дороги Северный морской путь никогда не сможет заработать в полную силу», — уточняет замруководителя ИНП РАН. В долгосрочной перспективе, по его словам, есть смысл вернуться к идее строительства железнодорожного перехода с материка на Сахалин.
Инструменты поддержки
Актуальность «инфраструктурного вопроса» хорошо понимают в правительстве — реализуется целый ряд проектов и программ, среди которых национальный проект «Жилье и городская среда», федеральный проект «Инфраструктурное меню», программа модернизации коммунальной инфраструктуры, отмечают в пресс-службе Минстроя РФ. Между 83 регионами страны распределен 1 трлн руб. инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) на строительство, реконструкцию и модернизацию текущей инфраструктуры. На сегодняшний день введено 63 инфраструктурных объекта различного назначения (коммунального, транспортного, социального). «Помимо появления самих объектов процесс строительства улучшает экономическую ситуацию в регионах: на текущий момент благодаря реализации проектов с привлечением средств ИБК введено более 10 млн кв. м жилья, создано 73 тыс. новых рабочих мест, дополнительно привлечено 1,1 трлн руб. инвестиций», — отмечают в министерстве.
Главным инструментом государственной поддержки инфраструктурного сектора в настоящее время можно считать «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года» с ожидаемым объемом бюджетного финансирования за весь период реализации свыше 3,2 трлн руб., говорит Дмитрий Кувалин. Этот план предполагает реализацию таких инфраструктурных проектов, как развитие внутреннего железнодорожного сообщения (включая развитие Восточного полигона и строительство высокоскоростных магистралей), создание транспортного коридора «Китай — Западная Европа», развитие региональных аэропортов и авиамаршрутов, развитие морских портов, восстановление Северного морского пути. «Несмотря на большие сложности и заметные опоздания по срокам, большинство мероприятий этого плана продолжает выполняться», — добавляет эксперт.
С одной стороны, государство сегодня старается оказать посильную — в пределах имеющихся возможностей бюджета и рынка государственно-частного партнерства — поддержку инфраструктурным проектам, большинство из которых потенциально будут высокоэффективными, говорит Тимур Искандаров. С другой — совокупный объем инвестиций, например, в транспортную инфраструктуру РФ оценивается экономистами в размере около 2–2,2% ВВП, в то время как для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо от 2,5% ВВП.