От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Обещания гостям края нужно выполнять»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О том, за чем туристы едут в Красноярский край, рассказала заместитель руководителя администрации главы региона Юлия Филатова.

— В силу известных причин российские граждане уже четвертый год ограничены в путешествиях за рубеж, что создает благоприятные условия для развития внутреннего туризма. Как эти возможности использует Красноярский край?

— На протяжении многих лет Красноярский край воспринимался и развивался как промышленный регион. Переломным можно считать 2018 год, когда Красноярск стоял на пороге проведения Всемирной зимней Универсиады — 2019. Тогда появилось отдельное ведомство, ответственное за развитие туризма, начал формироваться системный взгляд на развитие индустрии гостеприимства, были определены первые шаги и в целом соответствующая региональная позиция. К спортивному форуму были реконструированы и построены ледовые арены и стадионы, появились новые транспортные коммуникации, современный терминал международного аэропорта Красноярск.

Потом случилась пандемия и закрытие границ, что стало окном возможностей для развития туризма во всех российских регионах, поскольку туристические потоки перешли внутрь страны. Последующая международная ситуация еще больше укрепила этот тренд. Россияне сегодня активно путешествуют по стране, открывают для себя ее природное многообразие, красоту, историю.

Красноярский край не исключение — у нас очень динамично растут показатели турпотока: в 2022 году по темпу прироста мы опередили общероссийские в два раза — 20% против 9,8%. Понятно, что сказывается эффект низкой базы, но прогресс определенно есть. В этом году другой показатель — прирост по количеству турпоездок, который с прошлого года определяется Росстатом, — за первые три квартала составил 41% к прошлому году. Положительную динамику подтверждают и сотовые операторы. За прошедшие месяцы 2023 года Красноярский край, по данным МТС Travel, показал самый быстрый прирост туристического потока среди сибирских регионов — 12% год к году. Причем этот поток формируют гости со всей страны, без учета тех, кто живет в Сибирском федеральном округе. По разным данным, в прошлом году наш регион посетило 2–2,5 млн туристов.

Сейчас для нас важно удержать и преумножить этот поток, превратить возросший в этой ситуации интерес туриста к нашему региону в устойчивый спрос. Конечно, для этого необходимо развивать инфраструктуру: современные средства размещения, рестораны, транспорт, объекты показа, формировать интересные туристические маршруты, делать их комфортными и доступными. Но это вопрос не одного года, а длительный и многогранный процесс.

— Вы сказали, что соответствующая работа была начата в 2018 году. Что было сделано за этот период?

— Были благоустроены и оборудованы уже существующие достопримечательности, построено много новых инфраструктурных объектов, которые сами по себе стали объектами показа, экопарки, смотровые площадки, лестницы и многое другое. С помощью региональной субсидии инфраструктура стала появляться и за пределами Красноярска — в Шушенском, Шарыповском, Казачинском, Новоселовском и других районах. Началось развитие придорожного сервиса. Выросло количество региональных туроператоров, и появились крупные федеральные туроператоры, которые начали продавать наши турпродукты.

Второе рождение получил круизный туризм — на Енисее заработал четырехпалубный туристический теплоход «Максим Горький» с очень насыщенной и качественной программой, а также первое прогулочное судно на электрической тяге — электрокатамаран «ЭкоходЪ». Появилась первая цивилизованная лодочная станция «Остров», которая, я уверена, станет импульсом развития инфраструктуры и культуры отдыха на воде. Увеличилось количество гостиниц, значительная их часть прошла процедуру классификации — в том числе появился первый в Красноярске пятизвездочный отель Solomin, в планах строительство еще одной высококлассной гостиницы. Много сил уделялось обучению кадров.

— Какие вы видите точки роста?

— Одна из основных — это развитие инфраструктуры, строительство объектов размещения и привлечения к этому инвесторов. Мы остро нуждаемся в экоотелях, термальных комплексах, развлекательных центрах, местах семейного отдыха. Кроме того, важно продвижение наших продуктов. На карте стали появляться новые туристические «дестигации». Например, Красноярск: если раньше город больше воспринимался людьми как некий логистический узел, откуда начинались поездки по разным природным достопримечательностям, то сейчас многие туристы целенаправленно едут именно в столицу региона. В черте города, всего в 15 минутах езды от центра, расположен современный горнолыжный курорт «Бобровый лог», где для любителей горных лыж и сноуборда работают 15 сертифицированных трасс различной сложности и два учебных склона. Есть национальный парк «Красноярские столбы» на северо-западных отрогах Восточного Саяна, где созданы все условия для хайкинга — пешеходного туризма.

Постепенно появляются современные базы отдыха на берегах Красноярского моря — нашего водохранилища, расположенного южнее региональной столицы. Таким образом, можно жить в хорошей гостинице, ходить в хорошие рестораны, а днем заниматься хайкингом или кататься на лыжах.

Конечно, инфраструктуру еще нужно подтягивать, и сегодня мы ведем переговоры с инвесторами по загородным отелям, по термальным и развлекательным комплексам на Шумихе и в окрестностях Красноярска.

Кроме того, думаю, что наша фишка — это арктический туризм. Прежде всего я говорю про плато Путорана, а также о полетах на Северный полюс из Хатанги. Плато Путорана — это туристическая жемчужина на севере края. Горный массив на Таймыре из ущелий, каньонов, рек, озер и водопадов по площади сопоставим с Великобританией. Многие профильные туристические интернет-издания регулярно включают его в топы желаемых для посещения туристами мест. Сейчас там постепенно появляется инфраструктура достойного уровня. В планах есть большой инвестпроект строительства целой туристической деревни в предгорьях плато.

Есть также планы по современному обустройству нацпарка «Ергаки» на юге края с одноименным горнолыжным курортом. Хотя курорт — это пока, конечно, громко сказано, но это направление, безусловно, имеет потенциал.

— На какие виды туризма делается ставка?

— Мы развиваем практически все популярные сегодня направления туризма: экологический, спортивный, деловой, культурный, православный, круизный по Енисею. Я считаю, что у края большой потенциал для развития любых видов туризма. Другое дело, что нам нужно выделить те цели, которые являются наиболее привлекательными для путешествий и наиболее конкурентоспособными на фоне других регионов.

Отмечу круизный туризм по Енисею. Например, теплоход «Максим Горький» очень популярен у туристов — его знают во многих регионах. В качестве мечты — появление нескольких туристических судов, которые будут ходить от Красноярска до заполярной Дудинки. Но в сегменте 3–4 звезды. Соответствующий запрос есть.

Перспективное для нас направление, как я уже говорила, — арктический туризм. Примерно половина территории края находится в арктической зоне, в том числе вышеупомянутое плато Путорана. В этом году в апреле мы тестировали первые туристические вылеты на Северный полюс. В единственной точке в России, откуда туда можно до него добраться, — поселке Хатанге — построена современная гостиница «Мамонт Инн».

Экологический туризм. У нас в крае огромное количество национальных и природных парков, причем природа органично вписана в городскую среду.

Особая изюминка — гастрономический туризм, который сейчас очень динамично развивается.

— Сложно представить, что за изысканными блюдами гурманы специально поедут в Восточную Сибирь.

— У нас на достаточно высокий уровень вышел ресторанный бизнес, появились очень интересные концепции, за что большое спасибо нашему активному бизнес-сообществу. Туроператоры, в свою очередь, организуют гастротуры, которые пользуются большой популярностью у гостей края. В Красноярске находится единственная в России Высшая школа гастрономии и ресторанного менеджмента — филиал Института Поля Бокюза. Сочетание возможностей прилететь в современный аэропорт, поселиться в удобной гостинице, насладиться вкусами сибирской кухни, любоваться потрясающими природными видами, заниматься хайкингом и лыжным спортом, кататься на упряжках с хаски, совершать водные прогулки по Енисею — это дорогого стоит.

— Вы упомянули о нескольких перспективных проектах развития региональной туристической отрасли. Как они будут финансироваться?

— Инфраструктурные проекты в основном финансирует государство на уровне регионального и федерального бюджетов. Но для развития индустрии гостеприимства, строительства гостиниц, ресторанов, досугово-развлекательных комплексов, безусловно, необходимо привлекать частный капитал. Сейчас наша задача — показать инвесторам, что регион перспективен, имеет хорошие показатели по турпотоку, несмотря на не самые простые климатические условия.

Деньги действительно нужны немалые. По предварительным подсчетам, только на обустройство тех объектов, которые я упоминала выше, включая плато Путорана, «Ергаки», Красноярское море, инфраструктуру для арктического туризма, необходимо порядка 40 млрд руб.

— У вас в регионе есть соответствующий программный документ?

— Он сейчас создается. Есть поручение президента России утвердить программу развития туризма в Красноярском крае до 1 марта 2024 года. Сегодня она находится в достаточно высокой степени проработки: зафиксированы основные направления развития, сейчас обсуждается, какие конкретные инструменты будут использоваться для их реализации, привлечения инвесторов, как будет регулироваться процесс, возможные механизмы государственно-частного партнерства. В январе-феврале мы планируем вывести документ на финальное нормативное утверждение на уровне руководителя региона.

— Есть ли стратегия информационного продвижения Красноярского края как туристического региона?

— Да, это будет отдельный блок программы. Мы понимаем, что это одно из важнейших направлений для реализации туристического потенциала. Мы раньше достаточно серьезно работали над продвижением бренда «Енисейская Сибирь», в том числе через призму туризма, но сейчас планируем целенаправленно рассказывать путешественникам о привлекательности Красноярского края.

Один из первых шагов — наша экспозиция на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве, где очень хорошо представлены возможности туристической инфраструктуры Красноярского края, показано его природное многообразие. Например, установлены симуляторы прогулок по горам в природном парке «Ергаки», спуска по Торгашинской лестнице, катания на сапе по Енисею, велосипедных маршрутов по самым красивым местам нашего края.

При этом мы прекрасно понимаем, что все обещания нашим потенциальным гостям, которые мы делаем в информационном поле, нужно оправдывать. Разочаровать людей легко, но потом на восстановление репутации уйдет масса времени и ресурсов. Сегодня для того, чтобы привлечь массового туриста, нам предстоит решить огромное количество вопросов, связанных с доступностью авиабилетов, внутренней логистикой, качественными средствами размещения, созданием интересных туристических продуктов. Сделано уже немало, но пока мы находимся в начале пути.

Стратегия Как симбиоз науки и бизнеса работает на региональные экономики
Содержание
Закрыть