Решения , Весь мир ,  
0 

Газомоторное топливо как средство от кризиса

Фото: Сергей Авдуевский/ТАСС
Фото: Сергей Авдуевский/ТАСС
Продукты газопереработки, в первую очередь пропан-бутан, в качестве моторного топлива могли бы стать отличным средством для решения множества нынешних проблем государства, владельцев автопарков, автовладельцев. Нужен драйвер рынка со стороны государства и бизнеса для создания необходимой инфраструктуры потребления

Дешевая альтернатива
В России сейчас можно заправиться двумя видами газомоторного топлива (ГМТ): пропан-бутановые смеси (или СУГ, продукт газопереработки и нефтехимии, популярный у рядовых автомобилистов) и компримированный природный газ метан (его ниша — прежде всего общественный и грузовой транспорт). Их привлекательность в цене, которая не превышает и половины стоимости топлива на бензиновых заправках. При существующем соотношении цен на бензин и газ перевод автомобиля на пропан-бутан может принести автовладельцу от 40% экономии. Немаловажно и то, что за счет минимального содержания примесей и окисляющих веществ в продуктах сгорания газовое топливо экологичнее бензина. В Лондоне, например, сейчас весь общественный транспорт собираются перевести на газ. Благодаря снижению примесей на 50% увеличивается срок службы моторного масла, не образуется нагара на свечах и стенках камер сгорания. Поскольку газомоторное топливо обладает высоким октановым числом (110–115 единиц), фактически исключается детонация, а значит, уменьшается износ деталей.

Правительство, проведя расчеты, пришло к выводу, что суммарная экономия от перехода на ГМТ по всему российскому автопарку может достичь 49 млрд руб. Если пройтись по хозяйственной цепочке, то около 20% стоимости российских товаров составляют транспортные расходы, треть которых (около 7%) — затраты на топливо. Следовательно, двукратное сокращение расходов на топливо обеспечит потенциал для снижения не менее чем на 3% цен конечных продуктов во всей экономике. Интерес к расширению доли газа как моторного топлива российские власти проявляют давно. Два года назад президент Владимир Путин поручил правительству организовать выделение регионам субсидий для покупки техники на природном газе. Даже в кризисный 2015 год правительство в июле одобрило 23 субъектам субсидии на сумму 3 млрд руб. для пополнения парка общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторном топливе. Но пока подушевое потребление ГМТ в России все равно в полтора раза ниже, чем в Турции, и вдвое ниже, чем в Польше. Например, в Южной Корее весь парк такси работает исключительно на пропан-бутане.

При этом обо всех положительных качествах газового топлива давно наслышаны и рядовые потребители. Неудивительно, что, по данным опросов центра социального проектирования «Платформа», проведенного совместно со ВЦИОМ, 78% водителей говорят о принципиальной готовности перейти на газовое топливо. Что же мешает?

Выпустить газ

Каждый второй респондент сразу же указывает на основное препятствие: нехватку газовых заправок. В России сегодня, по оценкам экспертов, принимавших помимо населения участие в исследовании «Платформы», только 20% АЗС заправляют пропан-бутаном. Пользователям систем, работающих на метане, еще сложнее — их готовы принять лишь 250 заправочных станций по всей стране. При этом только в пределах МКАД около 600 бензиновых АЗС. В России плотность газовых заправок в 4 тыс. раз ниже, чем в Турции и Польше.

«Проблемы использования ГМТ образуют замкнутый круг: автовладельцы не переходят на газ из-за неразвитой сети заправок, а компании не развивают эту сеть из-за малой доли машин на газовом топливе», — говорит управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Существенным тормозом для автовладельцев является и необходимость переоборудования автомобилей. «Переоборудование для использования газа требует высоких затрат. Эта проблема должна быть решена за счет организации производства автомобилей с уже установленным газобаллонным оборудованием», — считает директор департамента компании «Автоспеццентр» Андрей Храмов.

Андрей Костин, руководитель аналитического центра Rupec, напоминает, что, например, в Турции более половины всего парка такси работает на пропан-бутане и метане. Причем львиная доля легковых ГМТ-машин — это не переделки, а сошедшие с заводского конвейера. Практика выпуска двухтопливных автомобилей с конвейера есть во всем мире — от США до той же Южной Кореи. Например, Hyundai имеет версии своих основных моделей с добавлением не только СУГ, но и электромотора — это уже трехтопливные системы.

В России, по мнению Андрея Костина, при множестве автосборочных производств организовать подобную схему можно. «Но именно здесь должно включиться государство, помочь соответствующими субсидиями и программами. Так, в Нижегородской области был проведен эксперимент: с помощью частного бизнеса, прежде всего «Сибура», муниципальный транспорт был переведен на газ. Экономический эффект для заказчика очевиден, при этом сам муниципалитет не потратил денег на переоборудование транспорта», — напоминает Костин. Как отмечал ранее один из акционеров «Сибура», Кирилл Шамалов: «Мы на средства «Сибура» и «Газпрома» переоборудовали сто автобусов. Была большая степень недоверия, но в итоге муниципальные бюджеты получили переоборудованный транспорт, стабильные поставки пропан-бутана и серьезную экономию. После этого регион стал благосклонно относиться к этому вопросу, а потом уже на национальном уровне эту деятельность начал сам «Газпром».

Преодолевая мифы

На пути применения газа есть еще одно препятствие — уже из области психологии. Утечки газа и взрывы балло‑ нов — частая тема в «гаражных» обсуждениях газового топлива. Но при нынешнем уровне развития газового оборудования это уже мифология. На установках первых поколений такая опасность теоретически существовала — негерметичность газопроводов там можно было обнаружить лишь по запаху. Зато в современных системах есть датчики, позволяющие предотвратить любые предпосылки для утечки газа и его возгорания, а сами газовые баллоны регулярно проверяются и имеют граничный срок службы. Баллон надежнее бензобака, так как его стенки толще и их сложнее разрушить.

Все препятствия вполне преодолимы, считают эксперты. Широкая разъяснительная кампания, которую вполне могли бы частично финансировать и участники рынка, поможет преодолеть неверные представления автовладельцев о ГМТ. Объединение усилий и учет порой разнонаправленных интересов поставщиков топлива, автосборочных компаний, городских властей, владельцев крупными автопарками, общественных организаций, представляющих автовладельцев, помогли бы снять проблемы неэффективного расходования средств, направленных на газификацию транспорта, и создать работающую программу.

Решения Реакция замещения
Скачать Содержание
Закрыть