Рынок этот узкий по числу участников, зато участники — очень крупные компании. До появления «Метаклэя» поставщиками полимерных гранул были, например, Total и Borealis AG. Покупатели — металлурги (ЧТПЗ, «Северсталь» и другие компании) — производители труб и владельцы оборудования для нанесения покрытия. Конечным заказчиком, практически единственным, а значит, очень важным игроком на рынке, выступает «Газпром». Сергей Штепа говорит, что потребность в трубах большого диаметра с защитным покрытием очень велика еще на одном рынке — ЖКХ, но система расчетов там сильно запутана, а оплаты можно ждать буквально годами. «Метаклэй» на этот рынок выйти даже не пытался.
По результатам жесткого, как говорит Штепа, длившегося год аудита корпорация «Роснано» приобрела 49% новой компании за 440 млн руб. и предоставила ей кредит объемом 660 млн руб. Уже в начале процесса аудита были набраны сотрудники для научно-технической лаборатории — молодые ребята-химики (все моложе тридцати), которых приглашали с других предприятий, где большинство из них работали не по специальности. «Я сам читал их диссертации, а на основе одной из них, написанной Федором Баховым [сейчас он в компании возглавляет направление разработки наносиликатов], мы проводили защиту в научно-техническом совете «Роснано», — рассказывает Сергей Штепа.
Первоначальный продукт компании по функционалу воспроизводил продукт западных производителей, применялся на том же оборудовании и предназначался для получения такого же трехслойного покрытия. «Это было, по сути, копирование, — признает Сергей Штепа. — И поначалу было отторжение со стороны специалистов металлургических комбинатов». Их можно понять: если есть технология, проверенная 20 годами использования, и проверенные поставщики, зачем что-то менять? Тогда компания обратилась к «Газпрому» как заказчику. Сергей Штепа говорит, что дело сдвинулось с мертвой точки из-за наличия у газового гиганта собственной программы импортозамещения, написанной еще в 2006 году. И в эту программу «Метаклэй» попал. «Без участия руководителя «Газпрома» Алексея Миллера идея могла заглохнуть еще на начальном этапе реализации», — говорит Сергей Штепа.
В прошлом году «Метаклэй» подготовил новый рыночный продукт — для однослойного покрытия. У меткомбинатов должно сократиться необходимое оборудование, из-за роста так называемого коэффициента раздира вероятность поцарапать трубы до металла при транспортировке снизилась, а амплитуда температур эксплуатации позволяет укладывать трубопроводы и на полюсе холода в Якутии.
Динамика роста выручки «Метаклэя» подтверждает, что «мертвая точка» пройдена. В 2013 году выручка достигла 500 млн руб., в первой половине 2015-го — 2,8 млрд. Сейчас идет процесс продажи доли «Роснано» в «Метаклэе» «Газпрому» — за 800 млн руб.
Работа по заказам «Газпрома» не должна остаться единственным источником дохода. Компания заключила эксклюзивный договор о дистрибуции своей продукции на территории Европы с компанией «Бредеро Шо». Начато сотрудничество с британской Plascoat — «Метаклэй» планирует стать поставщиком исходных материалов для порошковой технологии этой фирмы. Сейчас компания выходит на рынок модифицированных битумов для дорожного строительства, новый продукт позволит значительно увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия.