Инновации , Весь мир ,  
0 

Глина как средство быстрого роста

Компания «Метаклэй» была создана в 2010 году. Сергей Штепа, один из инициаторов ее создания и генеральный директор, подал документы в «Роснано» на финансирование «голой» идеи. Идея состояла в том, что российская компания вполне смогла бы составить конкуренцию иностранцам, которые занимали 100% рынка нанесения полимерных покрытий на трубы большого диаметра.

Рынок этот узкий по числу участников, зато участники — очень крупные компании. До появления «Метаклэя» поставщиками полимерных гранул были, например, Total и Borealis AG. Покупатели — металлурги (ЧТПЗ, «Северсталь» и другие компании)  — производители труб и владельцы оборудования для нанесения покрытия. Конечным заказчиком, практически единственным, а значит, очень важным игроком на рынке, выступает «Газпром». Сергей Штепа говорит, что потребность в трубах большого диаметра с защитным покрытием очень велика еще на одном рынке — ЖКХ, но система расчетов там сильно запутана, а оплаты можно ждать буквально годами. «Метаклэй» на этот рынок выйти даже не пытался.

По результатам жесткого, как говорит Штепа, длившегося год аудита корпорация «Роснано» приобрела 49% новой компании за 440 млн руб. и предоставила ей кредит объемом 660 млн руб. Уже в начале процесса аудита были набраны сотрудники для научно-технической лаборатории — молодые ребята-химики (все моложе тридцати), которых приглашали с других предприятий, где большинство из них работали не по специальности. «Я сам читал их диссертации, а на основе одной из них, написанной Федором Баховым [сейчас он в компании возглавляет направление разработки наносиликатов], мы проводили защиту в научно-техническом совете «Роснано», — рассказывает Сергей Штепа.

Первоначальный продукт компании по функционалу воспроизводил продукт западных производителей, применялся на том же оборудовании и предназначался для получения такого же трехслойного покрытия. «Это было, по сути, копирование, — признает Сергей Штепа. — И поначалу было отторжение со стороны специалистов металлургических комбинатов». Их можно понять: если есть технология, проверенная 20 годами использования, и проверенные поставщики, зачем что-то менять? Тогда компания обратилась к «Газпрому» как заказчику. Сергей Штепа говорит, что дело сдвинулось с мертвой точки из-за наличия у газового гиганта собственной программы импортозамещения, написанной еще в 2006 году. И в эту программу «Метаклэй» попал. «Без участия руководителя «Газпрома» Алексея Миллера идея могла заглохнуть еще на начальном этапе реализации», — говорит Сергей Штепа.

В прошлом году «Метаклэй» подготовил новый рыночный продукт — для однослойного покрытия. У меткомбинатов должно сократиться необходимое оборудование, из-за роста так называемого коэффициента раздира вероятность поцарапать трубы до металла при транспортировке снизилась, а амплитуда температур эксплуатации позволяет укладывать трубопроводы и на полюсе холода в Якутии.

Динамика роста выручки «Метаклэя» подтверждает, что «мертвая точка» пройдена. В 2013 году выручка достигла 500 млн руб., в первой половине 2015-го — 2,8 млрд. Сейчас идет процесс продажи доли «Роснано» в «Метаклэе» «Газпрому» — за 800 млн руб.

Работа по заказам «Газпрома» не должна остаться единственным источником дохода. Компания заключила эксклюзивный договор о дистрибуции своей продукции на территории Европы с компанией «Бредеро Шо». Начато сотрудничество с британской Plascoat — «Метаклэй» планирует стать поставщиком исходных материалов для порошковой технологии этой фирмы. Сейчас компания выходит на рынок модифицированных битумов для дорожного строительства, новый продукт позволит значительно увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия.

Инновации На молекулярном уровне
Скачать Содержание
Закрыть