Инновации , Весь мир ,  
0 

«В России холодный пластик свою репутацию самого долговечного материала подтвердил»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Какой бывает дорожная разметка, о жестких российских условиях эксплуатации
и о том, какое предложение сделает в сезоне-2016 компания Evonik, корреспонденту
РБК+ Сергею Овсянникову рассказал руководитель отдела «Связующие для покрытий»
этой компании Кадыр Эфендиев.

— Какие материалы применяются сейчас на дорогах?

— Можно выделить три основные группы материалов. Во-первых, это краски для дорожной разметки. Вторая группа — термопластики, которые получили широкое применение у нас в стране за последние 15–20 лет. Третье — холодные пластики, это тот материал, на который наша компания Evonik делает основной упор. Точных данных нет, но, по приблизительным оценкам, ежегодно в России на дороги наносится 35 000 т краски, около 40 000 т термопластика и 7000 т холодного пластика.

— Получается, что краска уже не самый распространенный материал?

— Она была первым материалом для дорожной разметки. Краска дешева и проста в использовании, но недолговечна На практике разметка, нанесенная краской, соответствует нынешним российским стандартам не более месяца. Долговечность во многом зависит от климатических условий и эксплуатации.

— А какие параметры контролируются стандартами?

— Согласно ГОСТу краска должна послужить три месяца. Для долговечных материалов есть еще градация. Если нанесение тонкослойное, то разметка должна соответствовать требованиям стандарта полгода. Если толстослойное — минимум год. Нормативная база, для того чтобы определить, отвечает ли разметка своему назначению, достаточно комплексная. Но основные параметры для контроля —
процент ее износа и уровень световозвращения в ночное время благодаря стеклянным шарикам, которые добавляются в материал. Этот параметр сильно влияет на безопасность движения.

— И краску потеснили другие материалы?

— Да. Исторически после краски наибольшее распространение получили термопластики. Как материал они даже менее износостойки, чем краска. Но в силу того что их наносят на дорогу достаточно толстым слоем, срок службырастянут на более длительное время. Термопластиками эти материалы называют потому, что перед нанесением их разогревают в котле разметочной машины примерно до 200 градусов по Цельсию. И уже такая расплавленная масса через экструдер наносится на асфальт.

— Судя по названию, холодные пластики в таком нагреве не нуждаются?

— Все верно. Применяется двухкомпонентная технология: материал плюс отвердитель. Химическая реакция между ними начинается уже при нанесении. И полностью сформированный в результате этой реакции полимеризованный материал уже не изменяет своих физико-механических характеристик. В отличие от того же термопластика, который в жару, например, начинает размягчаться.

— Поэтому Evonik сделал ставку на холодные пластики?

— Именно наша компания стояла у истоков химической технологии, которая лежит в основе производства метилметакрилатных холодных пластиков. И метилметакрилат был впервые синтезирован более 50 лет назад как раз в Германии. Изначально у него были другие области применения, но потом он пришел в дорожную разметку. Пришел позже других материалов, но в Европе накоплен уже 30-летний опыт использования холодного пластика. Если говорить о России, то здесь он около десяти лет.

Основной сдерживающий фактор для этой технологии — наличие оборудования. Для холодного пластика как наиболее молодой технологии проблема нехватки специализированной техники стоит острее. Впрочем, применять его в России начали еще до появления спецтехники. Смешать два компонента можно и вручную. Эту смесь можно шпателем по трафарету нанести: 15–30 минут — время, в частности, зависит от температуры воздуха — и пешеходный переход полностью готов, движение открывается.

— А если рабочие не успевают за полчаса нанести этот материал?

— Время готовности называется временем жизни материала, в течение которого он подлежит нанесению, и оно может меняться в зависимости от марки связующего компонента. Но я соглашусь, что для использования холодного пластика нужен дисциплинированный персонал, который будет следовать процедурам. То есть не бросит работу и не уйдет на перекур, например.

— И это тоже ограничивает его распространение?

— Не думаю. Может быть, так было на самом раннем этапе, пока не все знали об этой особенности. Важнее оказалось другое. Например, в Германии холодный пластик — есть такой подтвержденный натурными испытаниями опыт — может держаться на некоторых дорогах восемь лет. В России холодный пластик свою репутацию самого долговечного материала в ряду прочих подтвердил. Но панацеей — нанес и на год о дорожной разметке забыл — все же не стал. Некоторые местные дорожные факторы делали условия его использования значительно более жесткими, чем в Европе.

— Климатические особенности и грязь на дорогах?

— Вы забыли шипы. Под их напором не может устоять даже асфальт. А еще погодные условия на момент нанесения, соблюдение технологии, использование снегоуборочной техники. Это данность, и наше научное подразделение потратило много времени, чтобы оценить степень влияния всехэтих факторов и модифицировать наш продукт. А я должен сказать, что компания Evonik производит так называемые связующие, или смолы. Это один из основных компонентов для производства уже готового материала.

— А кто занимается готовым материалом?

— Российские компании. Они берут у нас связующее, добавляют туда, допустим, белый пигмент — диоксид титана, наполнитель, добавки, стеклошарики в том числе. И готовый продукт выходит на рынок уже под их торговой маркой. Из этого следует, что мы не в состоянии повлиять на результат без сотрудничества с российскими партнерами. Это не только клиенты, покупатели нашего продукта, но и госорганы, чиновники, которые предоставляют дорогу для испытаний, вносят свои пожелания и требования.

Уже три года такая совместная работа продолжается. Она растянута во времени, потому что достижения надо подтвердить натурными испытаниями.

— И каждый год приходится вносить изменения по результатам испытаний?

— Да, все правильно. Ждать как минимум дв квартала, чтобы проводить какие-то замеры, испытания, — и снова вносить коррективы. Мы близки к тому, чтобы предложить материал, который будет точно соответствовать ГОСТам и полностью удовлетворять требованиям к дорожной разметке в течение года.

— А где холодный пластик сейчас применяется наиболее широко?

— На федеральных трассах, где уровень требований выше. Если говорить про муниципалитеты, то Москва — первый город в России, который начал широко применять холодный пластик. Было закуплено десять специальных разметочных машин, самых современных. На МКАД уже, например, третий год наносится холодный пластик. Водители это, я думаю, заметили.

— На МКАД сейчас используется холодный пластик после тех модификаций, о которых вы говорили?

— Нет, эксперименты проводились на ограниченных участках трасс. Специально разработанные для России новые типы связующих будут широко применяться уже в следующем сезоне. То есть речь идет о весне 2016 года.


Evonik, промышленная группа из Германии с креативным подходом, является одним
из мировых лидеров в производстве
химических продуктов специального назначения, в области питания и ухода, эффективности использования ресурсов
и высокотехнологичных материалов. Успех Evonik, в частности, основывается на ее инновационных умениях и интегрированных технологических платформах. В 2014 финансовом году объемы продаж компании,

в которой работают более 33 тыс. сотрудников, составили около €12,9 млрд, прибыль от основной деятельности (скорректированная EBITDA) —около €1,9 млрд.

Скачать Содержание
Закрыть