В России у коучей и бизнес-тренеров есть две большие категории клиентов, отмечает руководитель Академии Брайана Трейси Сергей Лауга.
Во-первых, это корпоративные клиенты, то есть компании, и чаще всего в лице HR-руководителей. В таком случае компания нанимает специалиста к себе в штат или заключает долгосрочный договор с коучинговой компанией или независимым коучем. К выбору такого коуча корпоративные заказчики обычно относятся очень внимательно, как к выбору ключевого сотрудника в компании.
Во-вторых, это частные клиенты — в основном руководители компаний и собственники бизнеса. «Надо учитывать, что если приглашать коуча к начальнику отдела или рядовому специалисту, стоимость услуг будет достаточно высокой, а эффект — относительно низким, потому что у такого клиента часто просто нет достаточных полномочий для изменения ситуации в компании. В свою очередь, собственник, если является подопечным коуча, может реструктурировать бизнес и в десятки или даже сотни раз окупить затраты на коучинг, существенно повысить свою личную эффективность, быстрее выйти на новый рынок или серьезно повысить доходность своего бизнеса», — объясняет Сергей Лауга.
Коучи в офисах российских корпораций уже не редкость. К примеру, госкорпорация «Росатом» нанимает личных коучей почти половине топ-менеджеров, говорит доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. «Сбербанк некоторое время назад стал флагманом agile-коучинга (такой вид коучинга помогает командам становиться выдающимися и создавать продукты, которыми они будут гордиться. — РБК+). Компания нуждалась в руководителях нового типа, гибких и быстро адаптирующихся, с пониманием того, что готовый продукт важнее документации, отношения между людьми важнее бизнес-процессов, а открытость к изменениям лучше следования первоначальному плану», — рассказывает эксперт.
В «Вимм-Билль-Данне» пошли иным путем, создав собственную коучинговую компанию «Инсайт групп», которая предлагает весь спектр соответствующих услуг — от работы с топ-менеджерами до бизнес-сессий и обучения тренеров — и работает с крупными компаниями, например «ВымпелКомом», МТС, МГТС, PwC, «Уралсибом» и «Роснефтью», продолжает Инга Корягина.
«Спрос на услуги бизнес-тренеров в последние годы остается стабильным, а коучинг — это пока зарождающаяся в России сфера, и спрос на подобные услуги растет. Еще три года назад мало кто понимал разницу между коучем и бизнес-тренером. Сейчас это понимание приходит. Бизнес-тренеров приглашают как на временные проекты, так и принимают в штат компании, например, в розничных компаниях есть штатные бизнес-тренеры. Услуги коучей пока приобретают на внешнем рынке», — комментирует тренд руководитель HR-практики рекрутингового агентства Antal Russia Ирена Алекрицкая.
По словам эксперта, в Аntal Russia с руководящем составом работает внешний коуч, в то же время в штате компании есть сотрудник, который проводит бизнес-тренинги для всех категорий сотрудников. «Мы видим, что в коучи часто переквалифицируются люди из бизнеса. Например, коуч, которая работает с нашими руководителями, в прошлом была финансовым директором, но затем сменила вид деятельности, пройдя соответствующее обучение».
Как отмечает консультант международной консалтинговой компании Odgers Berndtson Полина Косых, компании с зарубежным участием давно пользуются услугами коучей и внедряют различные методики в корпоративную культуру: «Особенно это близко топ-менеджерам с опытом работы за рубежом. Впрочем, к коучинговым практикам сегодня обращаются даже руководители старой формации, которые еще несколько лет назад не понимали, зачем нанимать такого рода специалистов».
Под стать прогрессивному руководству меняется и рынок. Руководители, прошедшие многочисленные сессии, вошли во вкус и с интересом обращаются к новым усложненным методикам, таким как психодрама, метафорические карты, невербальный коучинг. «Нередки ситуации, когда топ-менеджеры, успешно опробовавшие методики в корпоративной среде, начинают работать с коучами уже в качестве частных клиентов. Находясь на вершине карьеры, они начинают искать новые цели, самореализацию в любимом деле, в этом им тоже помогает коучинг», — объясняет Полина Косых.
«Для первых лиц компании обычно приглашают внешних коучей, которых не берут в штат. В России уже есть компании, которые культивируют коучинговую культуру, обучая приемам коучинга руководителей высшего и среднего звена, что повышает эффективность управления людьми и помогает достигать бизнес-целей», — рассказывает Ирена Алекрицкая.
Не только бизнес
По словам Сергея Лауги, иногда бывает так, что клиент приходит с запросом, который нельзя решить только методами коучинга. «Если профессиональный коуч увидел такую ситуацию и она вызвана серьезными психологическими проблемами, то, на мой взгляд, не надо решать ее методами коучинга», — говорит эксперт. В такой ситуации профессиональный коуч скорее признает, что видит у клиента определенную ситуацию, которая не является предметом коучинга, и порекомендует обратиться, например, к психологу. Профессиональный коуч всегда знает, где проходит граница его компетенции и старается не работать там, где его методы могут навредить клиенту, отмечает Сергей Лауга.
По мнению тренера компании «Открытие Брокер» Анастасии Бандуриной, не стоит рассматривать коучинг как сугубо бизнес-инструмент: «Я знаю несколько школ, где учителя активно применяют этот метод с детской и подростковой аудиторией. В сфере личностного развития коучинг занимает лидирующие позиции, представляя разговор с самим собой по выбору правильного пути».
По ее словам, коуч даже не направляет, а просто задает правильные вопросы, выбор же каждый делает самостоятельно: благодаря этому методу цель становится понятной и близкой, реальной и нужной и ее ценность возрастает.
По словам Полины Косых, в России произошла смена экономической модели, где топам нужно быть в первую очередь лидерами, а не руководителями и выстраивать agile-подход. «Коуч объясняет топ-менеджерам новые правила выживания, помогает эффективно выстраивать горизонтальные структуры в компании. Опыт транслируется на сотрудников. Это дает свои плоды — за последние три года на 60% вырос интерес к личному коучингу, где к услугам специалиста обращаются не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники с потенциалом», — говорит эксперт.
Как считает Полина Косых, хорошо подобранный коуч помогает подготовиться к новой должности, расширить горизонты, избавиться от стереотипов.
Вопрос эффективности
Эксперты убеждены, что коучинг и тренинги бывают эффективными далеко не для всех сотрудников. Без личной мотивации и желания подобные сессии не принесут ожидаемого результата. При этом даже в групповом формате общая продолжительность сессий составляет не менее 50 часов, а иногда доходит и до 500 часов. В индивидуальном формате в среднем общая продолжительность сессий тяготеет к верхней границе указанного диапазона.
«Если вы все-таки решили найти коуча, то спросите о том, как он видит границы своих сессий, с чем работает, а с чем нет. В чем будет его, а в чем — ваша ответственность, каковы правила проведения сессий. Ответы на эти вопросы помогут принять решение о выборе коуча», — советует Сергей Лауга.
Знаменитости и наставники
После того как Барак Обама покинул пост президента США, он в нескольких интервью признавался, что видит себя коучем, который будет искать, отбирать и готовить новые «молодые таланты» для Демократической партии.
На Западе коучинг давно оформился в самостоятельную профессию со своими стандартами и правилами. Поэтому многие знаменитости предпочитают не учиться новым навыкам, а пользоваться услугами коучей-профессионалов. Среди известных бизнесменов и артистов хватает тех, кому коуч помог сделать рывок в работе.
Бывший CEO компании Google Эрик Шмидт признавался, что его самым сложным решением в начале нулевых было послушать совета венчурного инвестора Джона Доерра и нанять коуча. На тот момент Шмидт уже был состоявшимся топ-менеджером, убежденным, что никакой «консультант» ему не нужен. Однако в итоге сдался. Его коучем стал Бил Кэмпбел. Вот как в статье «Коуч нужен всем!» приобретенный опыт описал сам Шмидт: «Коуч наблюдает за действиями знаменитости, будь то спортсмен или просто известный успешный человек, и говорит: ты именно это имел в виду, ты действительно хочешь сделать это? Таким образом, коуч дает клиенту более четкое видение будущего, перспективы. Один аспект, в котором люди неэффективны, это способность видеть себя глазами других. И здесь коуч по-настоящему помогает».
Позднее в интервью журналу Fortune Эрик Шмидт уже советовал каждому человеку завести себе коуча.
Одна из самых состоятельных медиазвезд США Опра Уинфри значительную часть своего успеха объясняет многолетней работой с коучем Мартой Бек. Та, психолог по образованию, долгое время преподавала в Гарварде и других вузах США, а в шоу Опры «Измени свою жизнь» стала одной из ключевых фигур наравне с самой Уинфри — постоянной ведущей популярной у американских телезрительниц «Рубрики отношений».
В свою очередь, музыкантам группы Metallica в 2000-х годах коуч Фил Тоул помог разобраться с отношениями между собой и в итоге выпустить новый альбом.
Иногда один и тот же коуч помогает сразу нескольким звездам первой величины. Один из таких специалистов — Тони Роббинс, которому всемирно известный актер Леонардо Ди Каприо приписывает большую часть своего успеха. Благодаря знаменитому наставнику актер, по его собственному признанию, смог проделать карьерный путь, подобный его герою из фильма «Выживший».
Среди других именитых клиентов Тони Роббинса называют 42-го президента США Билла Клинтона, первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, теннисистку Серену Уильямс и актера Хью Джекмана.