— Ваша компания регулярно привозит в Россию знаменитостей. Каковы особенности таких «гастролей»?
— Знаменитые профессора обычно люди скромные, со скромными райдерами. В прошлом году у нас был психолог Марк Гоулстон, ему очень хотелось в Россию, где он не был. Ему так понравилось, что теперь он готов делать скидки ради поездок сюда. Но есть и проблемы, в основном с американскими спикерами. Некоторые побаиваются ехать в «токсичную страну», ожидая проблем не здесь, а по возвращении в США. В остальном при отсутствии политических историй это обычно просто вопрос согласования дат — их нужно утверждать за полгода.
— С кем из звезд были самые трудные переговоры?
— С автором книги «Черный лебедь» Наcсимом Талебом. Я больше года пытался найти с ним общий язык, потому что в первый раз как-то не так сделал предложение, и он обиделся. Дело было не в деньгах, шли разговоры в духе «я профессор, а вы меня воспринимаете как болтающего налево и направо спикера». Но потом договорились, с тех пор он приезжал раз пять-шесть.
Вообще, основная проблема тут такая. Популярные спикеры получают очень много предложений со всего мира, а их возможности ограничены 20–30, у кого-то 50 лекциями в год. Они выбирают предложения по совокупности факторов — например, насколько любят автора в городе. Некоторые любят ставить «галочки» в новых странах.
— Какие гонорары запрашивают звезды?
— Более или менее известные авторы книг, продающихся и в России, получают от $30 тыс. до $70–80 тыс. Это средний диапазон, не особо зависящий от хронометража. Два часа выступать или шесть — для опытных спикеров непринципиально. Самые топовые лекторы, скажем приезжающий в Москву Тони Роббинс, получают более $1 млн — и это минимальная ставка. Билл Клинтон или Барак Обама, хотя в Россию они и не поедут, стоят в диапазоне от $300 тыс. до $500 тыс. Столько же примерно берет Арнольд Шварценеггер. Самый дорогой профессор Майкл Портер за однодневную программу получает $350 тыс. Нобелевские лауреаты оцениваются в $100–200 тыс.
— Удается ли окупать такие мероприятия?
— Какие-то удается, другие с трудом выводятся в ноль. Гонорары спикеров разные, плюс огромные средства тратятся на подготовку мероприятия и рекламу. Обычно на спикеров стараются тратить не больше 30–40% бюджета, на рекламу идет 20–30%, денег требуют также работа команды и аренда площадки. Что касается доходов, то в России 80–90% сборов дают билеты. Спонсорские мероприятия в отличие от Запада у нас достаточно редки. Хорошо если спонсоры «закроют» 10–15% сметы.
— Насколько прибылен такой бизнес в РФ?
— Он не прибыльный. Если сложить за два-три года все проекты в этой сфере, как убыточные, так и прибыльные, дай бог, если вся эта история выйдет в ноль.
— Но в России проходит довольно много бизнес-форумов, выступлений коучей. С чем связана их популярность?
— Прекрасный маркетинг. Если ты развиваешь бизнес-клуб, бизнес-школу или рекламируешь свою компанию и при этом привозишь звезду — это будет наиболее адекватным вложением в маркетинг. Даже если событие выйдет в ноль или небольшой минус, ты получишь огромную пиар-кампанию для бренда и заработаешь на других услугах. Скажем, наша компания BBI также организует мероприятия для корпоративных клиентов и поставляет спикеров на «чужие» события. И такая картина наблюдается практически у всех.
— А есть ли рецепт успешного форума?
— Половина успеха — программа. Сложно выбрать тех, на кого люди пойдут при их адекватной стоимости для организатора. Дальше важны грамотный интернет-маркетинг и пиар-кампания.
Что касается пропорций спикеров, то есть два законодателя моды — Nordic Business Forum в Хельсинки и саммит в Нью-Йорке, который делает бразильская компания WOBI. Их стандарт мероприятий: два-три уважаемых профессора — авторы мировых бестселлеров, несколько средних игроков и одна суперзвезда — высокопоставленный политик или актер, ассоциирующийся с успехом. Никто не может сказать, правильные ли у этих саммитов рецепты, но у них все получается много лет, и остальные эту схему копируют. Правда, Тони Роббинс выступает один, но он даже не артист и не коуч, а что-то вроде проповедника со своей паствой.
— В феврале 2019 года вы привезете Нассима Талеба с новой книгой. А чем вообще ваши семинары отличаются от других?
— Мы специализируемся на профессорах с большим багажом знаний и идей, а не на звездах. Все наши события — про глубокий контент, который интересен осознанным бизнесменам. Как правило, это аудитория постарше, 35 плюс, которая ищет новые идеи. Короче, меньше шума — больше контента.