— По данным Ассоциации индустриальных парков России, на сегодня мерами господдержки в рамках программ субсидирования воспользовались 60 промышленных парков из почти 270 существующих. Это много или мало?
— Это неплохой результат. При том что речь в данном случае идет о программах субсидирования двух министерств: Минэкономразвития и Минпромторга. Они различны по своей концепции. Наша программа реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Она предусматривает субсидирование до 80% затрат управляющей компании на создание инфраструктуры промышленного парка для размещения новых производств МСП. Максимальная сумма на один проект — 500 млн руб. (по 250 млн руб. в год). Конкретный размер зависит от масштабов парка. При этом он должен соответствовать двум основным критериям: окупаемость бюджетных ассигнований с пятого года от начала проекта, а также срок выхода на размещение резидентов — не больше полутора-двух лет.
— Довольно короткий срок.
— Скорость — очень важный параметр, учитывая, что у нас довольно дорогостоящая программа. Это была принципиальная настройка в рамках нацпроекта. Мы поняли, что многие объекты в предыдущие годы создавались в вялотекущем режиме по пять—семь лет. За это время рыночная конъюнктура менялась, а потенциальные резиденты, которые хотели изначально зайти в парк, находили другие объекты для размещения. И проекту надо было снова начинать весь путь практически с нуля. Поэтому мы решили простимулировать рынок на ускорение. При этом не обязательно запускать в эксплуатацию весь парк единовременно — можно делать это небольшими очередями. Первый рабочий участок начнет приносить финансовую отдачу, которую можно направить на дальнейшее развитие. Имея конкретный результат, управляющая компания (УК) может по сниженным ставкам получать банковские кредиты, выходить на долговой рынок, привлекать инвесторов. То есть на последующих этапах она вполне может справляться без федеральной поддержки.
— Есть ли приоритеты по отношению к государственным индустриальным паркам или частным?
— Нет. Когда программа разрабатывалась в конце 2018 года, мы учли весь предыдущий опыт работы министерства с индустриальными парками и поняли, что чисто государственных или чисто частных проектов очень мало. То есть чаще всего это какой-то симбиоз: частный инвестор и муниципальная земля; участок в собственности бизнеса, а УК — с долей региона. Формы очень разные, и разделять их на гособъекты и частные, распределяя между ними какую-то квоту, не совсем правильно.
При этом, как показала практика, парки, где превалирует бизнес-составляющая, являются более эффективными. Бизнес заинтересован в быстрой возвратности инвестиций, он более гибок в вопросах маркетинга, в процессах управления объектом — в них меньше бюрократических моментов. К примеру, когда парк чисто государственный, то по закону привлечение резидентов он может осуществлять только через конкурсные процедуры, что значительно «утяжеляет» весь проект, а резиденты в результате уходят на другие площадки.
— Какая вторая программа субсидирования?
— Минпромторг РФ возмещает затраты на создание объектов инфраструктуры индустриального парка регионам. Тут принципиально иной подход. Если мы чаще всего даем авансовую субсидию, то субсидия Минпромторга выдается в счет налогов, которые резиденты парка платят в федеральный бюджет (НДС, налог на прибыль, транспортные акцизы). То есть объект уже должен стоять готовый, а там — работающие производства, действующие налоговые агенты. И еще один момент: парки, где резиденты — субъекты МСП, не могут претендовать на эту меру, так как для малого и среднего бизнеса действуют спецрежимы по налогам.
Среди регионов, которые могут себе позволить получение субсидий на таких условиях, как правило, экономически развитые субъекты РФ: Московская, Калужская, Белгородская области, Республика Татарстан и др. У них благоприятный инвестклимат, они могут привлечь частных инвесторов или потратить свои средства на строительство и потом возместить.
Но есть регионы, где никогда не появится производственная инфраструктура, если не стимулировать процесс за счет государственной помощи. Например, Тува, Бурятия, некоторые республики Северного Кавказа, регионы Дальнего Востока, Арктическая зона. В таких случаях больше подходит программа Минэкономразвития. У нас для таких регионов есть специальные дополнительные критерии, которые дают им определенные привилегии.
— Почему программа Минэкономразвития работает в рамках нацпроекта по МСП?
— Очевидно, что малым предприятиям труднее всего самостоятельно начинать производственный бизнес. Надо самому подвести необходимую инженерную инфраструктуру, договориться об обеспечении определенных мощностей с ресурсоснабжающими организациями, решить бюрократические вопросы с местными администрациями, получить исходно-разрешительную документацию на строительство и ввод в эксплуатацию линий и т.д. Из-за соответствующих сложностей небольшие предприятия — от микробизнеса и индивидуальных предпринимателей до средних компаний — не очень охотно идут в сферу производства. Доля производителей в общей структуре субъектов МСП в России не превышает 3–4%, если считать по ОКВЭД. Это мало, при том что производственный бизнес дает экономике значительно больше отдачи, чем торговля или услуги.
Это направление надо развивать. Можно оказывать адресную финансовую поддержку конкретной компании, помогая создавать производство, но это очень дорого и малопродуктивно. Гораздо эффективнее, если финансировать организованные промплощадки, где есть коллективный доступ к инфраструктуре и все сложные вопросы можно отдать на решение профессиональным экспертам из управляющей компании. Мы оценили, что для малых компаний затраты на организацию собственного производства в индустриальном парке на 30–40% ниже относительно того, сколько они платили бы в случае, если бы решали все вопросы самостоятельно.
— Как вы охарактеризуете уровень господдержки индустриальных парков? И как в целом оцениваете зрелость сегмента?
— Полномочия по работе с индустриальными парками, технопарками были даны нашему министерству в 2007 году. За 14 лет работы данное направление стало для нас одной из приоритетных задач в рамках развития сектора МСП.
Сегмент индустриальных парков и технопарков с учетом накопленного опыта уже вполне сформирован. По совокупным оценкам двух профильных организаций — Ассоциации индустриальных парков России и Ассоциации кластеров и технопарков России, — в стране сегодня насчитывается более 400 объектов организованных промышленных территорий разных форматов. Это немало для оценки их значимости как полноценного блока в структуре экономики.
Но при этом недостатков еще много. Один из наиболее распространенных — неполноценное исполнение управляющими компаниями своих функций. Они обязаны помогать с решением всех вопросов, в том числе с выстраиванием производственных цепочек, поиском крупных партнеров и новых рынков сбыта, логистикой, экспортом. Но на деле получается, что менеджмент парков в целом ряде случаев считает, что их дело — лишь разместить арендаторов и собирать с них плату. Особенно в свое время этим грешили УК бизнес-инкубаторов. В итоге мы закрыли программу поддержки такого формата.
— На какую государственную помощь помимо субсидирования могут рассчитывать индустриальные парки и, в частности, их резиденты?
— Дополнительная поддержка оказывается площадкам на уровне регионов, как УК, так и резидентам. Здесь каждый субъект РФ может сам определять размеры и глубину соответствующей помощи в контексте тех социально-экономических задач, которые нужно решить. В Смоленской области, к примеру, установили для резидентов нулевую ставку по налогу на прибыль в региональной части. Отдельные регионы, например Татарстан, создают программы по субсидированию покупки оборудования для производства на территории индустриального парка.
Резидентам парков, если они подпадают под критерии МСП, доступны все программы поддержки малого бизнеса в рамках нацпроекта и антикризисных планов — от кредита под 8,5% до льготных субсидий, спецпрограмм по лизингу, гарантийной поддержки, обучения, инжиниринговых услуг и так далее. Об этом можно подробно узнать в центрах «Мой бизнес» во всех регионах.
Минэкономразвития, со своей стороны, дает рекомендации, транслирует лучшие практики. Мы надеемся, что наша современная инфраструктура станет еще более доступной и понятной для предпринимателей, вызовет реальный практический интерес. Для старта бизнеса в условиях последних экономических изменений это, безусловно, привлекательный и надежный способ наладить производство без крупных финансовых вложений и рисков.