«Будущее промышленных парков — развитие сервисов для резидентов»
Материалы выпуска
Инвестиции ищут территории Рынок «Промпарки помогут увеличить долю производственного малого бизнеса» Решения «Будущее промышленных парков — развитие сервисов для резидентов» Инновации Индустриальные парки в РФ Рынок Ленобласть: Инвестиции в развитие Пресс-релизы Как промпарки меняют регионы Инструменты «Кризису можно противопоставить профессиональный подход» Решения Как резиденты переживают кризис Инструменты СЭЗ держат удар и меняются Инновации «Индустриальный парк — это город в городе» Компетенция
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Будущее промышленных парков — развитие сервисов для резидентов»

Исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский — о развитии сегмента индустриальных парков и эволюции формата.

Фото: пресс-служба

Сегодня в экспертной среде есть относительно распространенное мнение, что индустриальные парки выросли на субсидиях. По этой же причине их часто путают с ОЭЗ. Я убежден, что это мнение ошибочно. Именно спрос со стороны рынка подталкивает регионы и девелоперов инвестировать в создание новых промпарков. Судите по цифрам. Частных по форме собственности индустриальных парков почти вдвое больше, чем государственных, — 177 против 92. При этом за все годы действия программ государственной поддержки федеральную субсидию смогли получить менее одной четверти всех промпарков страны — только 60 управляющих компаний. Подавляющее большинство площадок развиваются без бюджетного финансирования — некоторые не проходят по параметрам, другие не хотят принимать на себя обязательства по достижению целевых показателей, необходимых для получения субсидии. При этом почти все объекты демонстрируют устойчивые показатели и способны развиваться в рыночных условиях: в действующих парках растет заполняемость площадей и вслед за ней — выручка управляющих компаний. Это уже статистический факт для действующих парков, за исключением, может быть, отдельных случаев, связанных с плохой транспортной доступностью или неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в регионе присутствия. Результаты нового исследования АИП говорят о снижении сроков окупаемости управляющих компаний с 10–11 лет до абсолютно рыночных пяти—семи лет. Это, с одной стороны, результат зрелости отрасли, с другой — признак актуальности предложения индустриальных парков, которое было встречено подтвержденным спросом со стороны инвесторов.

Несмотря на то что государство с 2013 года принимает участие в развитии сегмента индустриальных парков и даже напрямую инициирует создание многих проектов, стандарты качества и тренды развития задаются рынком. В условиях растущей конкуренции за инвесторов собственники и управляющие компании парков близки к тому, чтобы перейти на иной качественный уровень — перестать воспринимать процесс управления площадками только лишь как сдачу в аренду свободных площадей, продажу мощностей и услуг по эксплуатации. Сейчас на фоне всеобщей цифровизации экономики мы наблюдаем знаковый, хотя и не для всех пока очевидный прогресс: в российских индустриальных парках формируется сервисный подход к бизнесу. По данным исследования АИП, выросла доля парков, в структуре выручки которых появилась значимая часть (до 30%) неарендных доходов, получаемых от различных сервисов, дополнительных услуг и продуктов, предоставляемых резидентам.

В частности, АИП сейчас занимается разработкой и внедрением широкого спектра цифровых сервисов, созданием отраслевых маркетплейсов, цепочек производственной кооперации, помогает организовать коллективный маркетинг производимой в парках продукции, продвижение на зарубежные рынки. Поддержка бизнеса — вот будущее для управляющих компаний индустриальных парков и единственный источник увеличения выручки для уже заполненных парков. Все это ни в коем случае не означает, что государственная помощь промпаркам лишена смысла. Она востребована участниками рынка, в целом приносит ощутимый экономический эффект. Напомню, что на каждый рубль, вложенный в создание индустриальных парков, приходится 9 руб. привлеченных инвестиций. Это также один из выводов отраслевого обзора «Индустриальные парки и ОЭЗ России — 2020»: мы взяли в расчет совокупные данные по всем фактически осуществленным вложениям в проектирование и строительство инфраструктуры по 55 действующим индустриальным паркам типа greeenfield, по которым у нас есть полные данные. И сравнили эту цифру с накопленным итогом инвестиций резидентов этих парков.

Бюджетные вложения в поддержку парков тоже уже прошли порог окупаемости. Еще по итогам 2018 года Минэкономразвития России зафиксировало 20 млрд руб. налоговых поступлений от резидентов индустриальных парков, которые ранее получали субсидии. При этом совокупный объем субсидий укладывается в 9 млрд руб. Так что индустриальные парки, получившие поддержку в виде субсидирования от государства, уже двукратно перекрыли эту помощь за счет уплаченных резидентами налогов. А для ряда наиболее успешных площадок, существующих более десяти лет, соответствующая пропорция составляет 15 руб. налоговых поступлений накопленным итогом на 1 руб. бюджетных затрат.

Если задачей государства в числе прочего является ускорение экономики, то оно достигается за счет поддержки и успешных сегментов тоже. Индустриальных парков благодаря государственным программам финансирования и другим стимулам становится больше, они создаются быстрее, на более высоком качественном уровне.