От первого лица ,  
0 

«Заказчиками цифровых преобразований выступают все отрасли»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О новых платформах и противостоянии киберугрозам в российских компаниях РБК+ рассказала глобальный директор по маркетингу Softline Елена Шедова.

— Цифровая трансформация предприятий — мировой тренд. Насколько цифровизация помогает предприятию сэкономить ресурсы, увеличить эффективность? Насколько она актуальна для российских компаний?

— Цифровая трансформация уже не тренд, а данность, в которой мы живем. Благодаря цифровой трансформации предприятиям открываются возможности, которых раньше просто не было: удаленное хранение и обработка данных, онлайн-расчет и визуализация различных показателей бизнеса, дистанционный мониторинг персонала, оперативный контроль за технологическими процессами, оцифровка прежних аналоговых документов и сервисов, вплоть до создания цифровых копий зданий, моделирования будущих предприятий и т.д.

На первоначальном этапе внедрение таких технологий зачастую требует существенных инвестиций, но оценивать только прямые затраты, да еще и в моменте, в корне неверно. Если учесть косвенные затраты, распределенные по времени, и сопоставить расходы на «аналоговую» работу, то эти инвестиции становятся не просто выгодными — они открывают принципиально новое качество работы и жизни, которое невозможно получить без цифровых технологий. Поэтому мы говорим уже не только об экономической выгоде, но о доступности принципиально новых сервисов.

— Какие проекты по цифровой трансформации были выполнены вами?

— Softline работает в 60 странах почти 30 лет. С 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022-го наш оборот вырос в валюте отчетности на 22% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил $2175,5 млн, а валовая прибыль увеличилась на 39%, до $306,2 млн.

Мы реализуем разноплановые проекты по цифровой трансформации. Например, несколько месяцев назад на одном из нефтехимических предприятий мы запустили «Умные каски» — систему позиционирования персонала, разработанную Softline, на базе IoT для отслеживания местонахождения сотрудников и техники в опасных зонах. Например, человек с оснащенной датчиками каской, цифровыми часами или другим носимым устройством зашел в опасную зону. После этого происходит передача данных от устройства о «нарушителе» на табло оператора, и работнику поступает предупреждающее сообщение: «Опасно! Покиньте эту зону». Также дополнительно могут контролироваться и физиологические параметры сотрудника — температура, пульс, давление.

Для крупного федерального ретейлера мы разработали и запустили цифровую платформу для управления мотивацией и обучением сотрудников. Это решение позволило через мобильное приложение запустить удобный канал общения со всеми сотрудниками ретейлера, в режиме реального времени получать обратную связь, контролировать уровень продаж, проводить обучение персонала сети. Топ-менеджеры могут быстро получать отчетность для принятия управленческих решений. Сотрудники же через мобильное приложение определяют, сколько товара им нужно реализовать для достижения плана, получают инструкции и мотивационные сообщения вроде «Молодец, идешь в ритме». Кроме этого, платформа была интегрирована в систему управления лояльностью покупателей, и теперь она может выдавать подсказки о наиболее популярных товарах.

Для крупного российского дилера спецтехники мы создали автоматизированную систему хранения и обработки данных с применением технологий big data для аналитических задач. Клиенту требовалось обеспечить легкий и быстрый доступ к финансовой отчетности, а также сократить ручной труд финансистов и бухгалтеров. На основе технологии Big Data мы сделали несколько наглядных ежедневных отчетов для отслеживания ритма бизнеса. А благодаря подключению технологий предиктивной аналитики топ-менеджмент имеет возможность строить необходимые отчеты в режиме реального времени и моделировать различные сценарии работы.

В целом вся наша компания занимается цифровой трансформацией, которая может затрагивать все уровни: инфраструктуру, кибербезопасность, работу с данными и облаками. Проектированием и разработкой дорожной карты перехода компаний «в цифру» занимается наше подразделение Softline Digital, команда которого решает индустриальные задачи с помощью технологий AI, ML, CV, IoT, big data, VR/AR.

— Многие компании в России сталкиваются с кибератаками. Как изменился спрос на решения в этой отрасли?

— На рынке информационных технологий я работаю почти 30 лет. Если в середине 1990-х вопросы кибербезопасности решались установкой антивируса, то с развитием технологий расширился и спектр киберугроз. В последние годы все заказчики осознали серьезность подобных вызовов: недоступность или простой сервисов даже в течение непродолжительного периода приводят как к финансовым, так и репутационным потерям. Поэтому предприятиям имеет смысл прежде всего защищать критическую инфраструктуру и системы доступа к данным, а ретейлерам, интернет-магазинам и банкам — ставить защиту от DDoS-атак.

В России накоплена очень серьезная экспертиза в технологиях кибербезопасности. Так, в Softline функционирует собственный Security Operation Centre (SOC)  — центр мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности. Пользуясь услугами SOC, наши клиенты получают своевременное информирование об угрозах и устранение инцидентов, необходимые программно-аппаратные ресурсы и поддержку, что, в свою очередь, приводит к снижению их затрат на собственную инфраструктуру и специалистов. Например, наша команда защитила от ботов и DDoS-атак интернет-магазин сети «Связной», а одна из крупнейших площадок — «НЭП Фабрикант» — с нашей помощью внедрила в инфраструктуру PAM-систему (контроля привилегированных пользователей. — РБК+) для защиты от доступа извне. Эта система протоколирует все действия администраторов и предотвращает утечки, что критически важно для сохранения данных.

Иногда физическая безопасность переплетается с информационной. Так, поставщик электроэнергии для населения и юридических лиц в Тольятти — Тольяттинская энергосбытовая компания — подключила «умные» счетчики электроэнергии, однако для полноценной работы системы требовалось обеспечить ее безопасность. Для исключения хищения на удаленных площадках наши специалисты смонтировали металлические запорные ящики с набором различных датчиков. Устройство удаленного мониторинга датчиков теперь позволяет в режиме онлайн видеть информацию об открытии, движении, наличии питания, влажности, ударе и т.д.

— Изменились ли запросы российских компаний в цифровой сфере? На какие сервисы приходится повышенный спрос?

— В последнее время мы видим несколько типов запросов. По-прежнему востребованы сервисы разработки ПО (для доработки приложений под конкретные задачи компании), сервисы интеграции и аналитики (для построения отчетности и контроля бизнес-процессов). После ухода ряда решений с рынка первый по популярности запрос — аудит существующей инфраструктуры, ИТ-ландшафта и консалтинг по выбору новых продуктов. Мы помогаем разработать дорожную карту по переходу на новые решения, помогаем понять, что клиенту можно получить сразу «из коробки», что потребуется доработать, а что придется разработать «с нуля», используя, например, open source-решения. Второй популярный тип запроса — внедрение, интеграция определенных технологий в структуру предприятия. Третий — техническая поддержка и аутсорсинг. Для тех компаний, которые не располагают большим штатом ИТ-специалистов, услуги аутсорсинга и техподдержки особенно актуальны.

— Заказчиками проектов, как отмечает ряд участников рынка ИТ, все чаще выступают не директора по информационным технологиям, а директора по маркетингу, логистике, финансам и т.д. Почувствовали ли вы это на себе?

— Действительно, такая тенденция наблюдается в России последние пять-семь лет. Softline является как раз таким примером. Мы сейчас мигрируем на новую систему автоматизации маркетинга, и я выступаю в роли бизнес-заказчика, CxO. До этого мы проводили комплексные маркетинговые кампании в полуавтоматическом режиме, после внедрения мы сможем повысить эффективность работы и, в частности, отслеживать наиболее успешные маркетинг-проекты и принимать решения относительно бюджета: на какие в будущем стоит выделять больше ресурсов, а на какие — сократить.

— Получается, что у CxO теперь стало еще больше ответственности. Каких принципов вы придерживаетесь в работе, чтобы с этим справляться?

— Ключевая задача любого руководителя — организовать работу своей команды для достижения поставленных бизнес-целей. Для меня, как лидера, важно, чтобы каждый сотрудник в моей команде мог раскрыть свой потенциал. Залог этого — доверительная атмосфера, в которой возможен открытый диалог (когда проблемы проговариваются, вопросы — обсуждаются, неприятное — не замалчивается). Такой формат командной работы возможен при высоком эмоциональном интеллекте и сильной проактивной позиции каждого участника. Я стремлюсь создать именно такую атмосферу в команде и считаю, что это правильная организация трудового процесса для современной компании, в которой командная работа является одним из главных приоритетов.

Содержание
Закрыть