От первого лица ,  
0 

«Вариант полного ухода с российского рынка оказался неприемлемым»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как следует обеспечивать поддержку технологий и продуктов при уходе из России крупных международных вендоров, РБК+ рассказала гендиректор компании Content AI Светлана Дергачева.

— Какие ключевые тренды при перезапуске российскими ИT-компаниями бизнеса после выхода из международных групп уместно сегодня обозначить?

— Ситуация, в которой оказались ИT-вендоры с международным участием, нетипична и вряд ли могла быть спрогнозирована. Поэтому мы не отмечаем единого сценария реагирования: ряд игроков приняли решение разграничить бизнес и вести раздельное управление на российском и международном рынках, другие ограничились ребрендингом зарубежного или российского подразделения, сохранив управление в одних руках, третьи, компании преимущественно с западными корнями, — ушли с рынка.

Для российской команды международной ИT-группы, внутри которой мы выросли, вариант полного ухода с отечественного рынка оказался неприемлемым: десятки и сотни компаний во всех отраслях экономики используют корпоративные продукты и технологии распознавания текста, извлечения данных из документов и обработки естественного языка. Оставить их без поддержки означало бы подвергнуть риску функционирование важных системообразующих процессов, например в банковской сфере. Кроме того, технологии и продукты в нашем портфеле были созданы в России, здесь они тестировались и развивались, отсюда вышли на международный уровень, где заслужили достойную репутацию. Было бы несправедливо безвозвратно вывести их с отечественного рынка. Поэтому было принято решение о создании компании Content AI для работы именно с заказчиками из России и СНГ и развитии продуктов в соответствии с их запросами.

— Что было самым сложным в процессе трансформации?

— Для поддержания статуса ведущего вендора на российском рынке для нас было критичным сохранить костяк команды — менеджмента и разработки — и, конечно, сами технологии. Считаем, что Content AI удалось и то и другое. В текущих обстоятельствах, когда Россия оказалась отрезана от многих западных программных решений, наличие собственной базы и ресурсов — технологических и человеческих — позволило максимально быстро адаптироваться. Мы ни на день не приостановили обслуживание действующих заказчиков, а также оперативно организовали работу по модификации продуктов под новые специфические требования российского бизнеса. Сложным и важным также было сформулировать точный месседж для всего рынка, дать понять, что известные продукты и решения не исчезли одномоментно. Свою миссию и содержание мы постарались расшифровать в новом названии компании — Content AI, что по сути представляет собой обработку всех типов информации с помощью технологий искусственного интеллекта.

— Какие сейчас приоритеты у компании в развитии бизнеса в целом и отдельных продуктов в частности?

— Мы четко следим за нуждами российского рынка, стараемся слышать бизнес и реагировать на его запросы. Сегодня фокус направлен на поддержку отечественного программного обеспечения. В частности, для этого мы адаптируем продукты к работе на операционных системах на базе ядра Linux. Это расширит возможности российских заказчиков и позволит использовать наши решения на таких системах, как Alt Linux, Astra Linux, Red OS и других. Еще один пример — модификация продуктов для поддержки российских баз данных.

— Как будет развиваться функциональность ваших продуктов?

— Это открытый вопрос и для нас, и для российского рынка. Сейчас в отрасли идет дискуссия, как и чем заменить ранее используемые глобальные системы, каким образом выстраивать архитектуру, осуществлять ли переход на облачную инфраструктуру. Перечень приоритетных задач для разных отраслей экономики определяется на базе индустриальных центров компетенций и центров компетенций разработки (ЦКР), созданных правительством для организации внедрения отечественного ПО.

Мы, как эксперты, принимаем участие в стратегических сессиях ЦКР и вносим свои предложения. Ключевая цель — сохранить работоспособность всех систем, в которых ранее был задействован зарубежный софт. На основе выработанных решений мы расставим точные приоритеты модификации продуктов, стратегии их доработки и развития. Уже сейчас мы активно увеличиваем команду разработки для скорейшей реализации проектов.

— На клиентов какого типа и уровня — госсектор или частный бизнес — Content AI сейчас ориентирована больше всего?

— Наши продукты задействованы во всех секторах экономики. Решения для автоматизации обработки документов и редактирования PDF-файлов используют компании из топ-100 крупнейших банков, промышленных холдингов, госсектора, ретейла. За 20–30 лет, в течение которых наши технологии распознавания текста и обработки естественного языка развивались в России, они впитали опыт на всех уровнях, в том числе на государственных проектах большого масштаба, прошли многочисленные модификации, кастомизировались под запросы заказчиков.

Сегодня продуктовая линейка и технологический капитал Content AI максимально диверсифицированы по разным параметрам и измерениям. У нас есть готовые продукты и технологии. Есть и коробочные решения, и программы, которые могут быть модифицированы для нужд конкретного заказчика. Есть ПО для физических и корпоративных пользователей. Также наши технологии могут служить инструментарием для разработки других продуктов. Подобный подход обеспечивает независимость от колебаний в тех или иных зонах рынка и устойчивость в тот момент, когда один из секторов испытывает трудности.

— Насколько актуален для компании процесс импортозамещения?

— В аспекте нужд собственной разработки мы уже вполне успешно заменили часть технологических решений на отечественные аналоги. Что касается продуктов, которые мы готовы заместить, то в планах развитие ПО на основе технологий, проверенных на российском рынке в течение последних десятилетий. Новые продукты будут ориентированы на решение актуальных задач отечественных заказчиков. После выхода из международной группы мы обрели определенную свободу действий и возможность самостоятельно ранжировать приоритеты. В этом видим перспективу для развития.

— Что в данный момент является основным препятствием для корпоративного развития?

— Первоочередная проблема, с которой сегодня сталкиваются все участники ИT-рынка, — это кадровый голод: не хватает специалистов по машинному обучению, инженеров в сфере искусственного интеллекта. Это связано как с изменением самой структуры рынка труда, позволяющего людям работать из любой точки мира и по гибкому графику, так и с тревожной социально-политической обстановкой, влияющей на отъезд ИT-специалистов из страны. Все эти факторы оказывают воздействие на принятие решений квалифицированными специалистами при выборе работодателя. И, к сожалению, не всегда оно принимается в пользу российской компании.

Системной проблемой можно назвать и инерционный подход со стороны образовательных учреждений, в которых до последнего времени сокращалось количество бюджетных мест по направлениям, связанным с искусственным интеллектом. Внутри отраслевого сообщества эти вопросы широко обсуждаются, на уровень законодателей выдвигаются различные инициативы, призванные стимулировать развитие рынка труда в сфере ИT, и мы видим определенный отклик со стороны государства. В частности, можно вспомнить решение о субсидировании программ повышения квалификации для специалистов в области искусственного интеллекта.

Со своей стороны мы также готовы прилагать усилия: принимать на работу начинающих специалистов, гарантировать профессиональный рост и интересные задачи. В ИT-отрасли роль человеческого капитала первостепенна, мы хорошо это понимаем на примере своей компании.

— Каков прогноз развития компании на ближайшее время?

— Мы настроены достаточно позитивно и видим все возможности для успешного решения задач в области импортозамещения. Как компания, обладаем, если можно так сказать, собственным технологическим суверенитетом, так как с точки зрения компетенций закрываем всю цепочку «технологии — продукт — внедрение». Это позволяет комплексно подходить к оценке задач заказчика и оперативно вносить изменения как на уровне продукта, так и на уровне технологий. Сегодня мы называем себя стартапом с 30-летним опытом, поскольку объединяем сильную экспертизу и зарекомендовавшие себя технологии с гибкостью и скоростью в принятии решений, свойственные начинающим командам. И в этом наше преимущество и зона роста.

От первого лица «Вопрос качественных дорог будет актуален еще не одно десятилетие»
Содержание
Закрыть