#5 Территория бизнеса, 26 октября 2022
От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Надо уметь максимум за полгода создавать тест под любое заболевание»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Почему российское здравоохранение только сейчас перестраивается на использование систем экспресс-диагностики, РБК+ рассказал соучредитель и основатель компании WhiteProduct Group Алексей Алтынбаев.

— Как пандемия COVID-19 изменила российский рынок медицинского экспресс-тестирования?

— Пандемия с самого начала очень сильно изменила общую картину потребления. Обычно ты идешь в поликлинику или процедурный кабинет, сдаешь соответствующие анализы и через 2–3 дня получаешь результат. В первой половине 2020 года так и было: обеспокоенные люди ходили в лаборатории, сдавали ПЦР-тесты. Однако коронавирусная инфекция очень быстро прогрессировала, заболевших становилось все больше, сроки исследований затягивались. Так пришла в Россию популярная во всем мире технология экспресс-тестирования.

Особенность нашей системы здравоохранения в том, что в базовой картине потребления медицинских услуг экспресс-тестирование до 2020 года фактически отсутствовало. В методологии, стандартах лечения и диагностики вопрос использования экспресс-тестов никогда толком не раскрывался. И когда ВОЗ одобрила экспресс-тесты на ковид для массового использования и пошли первые результаты, мы наглядно убедились в их эффективности. В частности, ВОЗ одобрила продукцию SD Biosensor — производителя, которого мы привели в Россию, признав такие тесты удовлетворяющими стандартам качества.

В нашу страну было необходимо привезти именно технологию, а не просто закупить несколько миллионов экспресс-тестов. Без этого массовой диагностики и быстрого снижения волны заболеваний на пиковых показателях было бы не достичь. Отрадно, что Минздрав и Роспотребнадзор эти экспресс-тесты приняли и довольно быстро внедрили в стандарты обеспечения безопасности.

— Почему был выбран именно этот производитель?

— Это самый крупный в Южной Корее завод по производству медицинских экспресс-систем, своего рода биотехнологическая корпорация. Вначале мы изучили предложения разных заводов со всего мира, выбрали самые качественные экспресс-системы. После того как здесь внедрили опытные образцы и показали, что рынок экспресс-диагностики в России и СНГ существует, договорились с SD Biosensor о локализации технологии производства тестов не только на ковид, но и многие другие заболевания, с которыми сталкивается человек. В частности, мы локализуем тесты на кардио-, онкологические заболевания, на фертильность. Причем речь идет не только об инфекционных заболеваниях или заболеваниях, передающихся половым путем, но и болезнях, симптомы которых надо выявлять на самых ранних стадиях, чтобы оперативно принимать решения о маршрутизации пациента.

— Можете привести пример?

— Когда человек находится в прединфарктном состоянии, в его крови повышается содержание гормона тропонин. Экспресс-тест на тропонин позволяет быстро оценить, есть проблема или нет, и обратиться за неотложной помощью. Другой пример — тесты на онкомаркеры. Для людей из групп риска, которые чувствуют ухудшение самочувствия, целесообразно проводить такие исследования регулярно, чтобы понять, что делать дальше, обратиться ли за консультацией к врачу. Сейчас через локализацию большого перечня экспресс-систем тестирования мы, по сути, приводим на российский рынок технологию экспресс-диагностики во всей ее полноте. В разработке также тесты на вирусы гриппа А и В, аденовирус, стрептококк, ротавирус, выявление гепатита, ВИЧ, комбинированные тесты на несколько видов наркотических веществ, алкоголь и многие другие.

— Какие еще категории локализуемых компанией экспресс-тестов уместно выделить?

— Технология производства иммунохроматографических экспресс-тестовых систем универсальна и хорошо известна в мире. Начиналось все с экспресс-тестов для ветеринарии, потом уже технология была адаптирована для ряда заболеваний людей, поскольку частично эти вещи пересекаются. White Product сегодня производит не только широко востребованные тест-системы для человека, но и целую линейку для животных. Речь и о крупном рогатом скоте, свиньях, птице. Локализованные нами тест-системы позволяют оперативно выявлять такие заболевания, как ящур, африканская чума свиней, туберкулез, такие системы легко могут быть адаптированы к животноводческим протоколам, которые в России действуют в настоящий момент.

За счет технологичности систем экспресс-тестирования существенно расширяется функционал ветеринарного врача и появляется возможность постоянно контролировать состояние здоровья животных, быстро выявлять группы риска, не дожидаясь, пока пройдет долгий инкубационный период или пока появятся результаты из традиционной лаборатории, которые обычно перегружены.

Мы думаем, что этот сегмент рынка будет в перспективе достаточно большим. Поэтому в планах выводить локализованные экспресс-тест системы не только на маркетплейсы и в аптечный сегмент, но и в ветеринарию, и в b2c-бизнес, и в b2b.

— Сколько времени потребовалось на локализацию производства ковид-тестов?

— Производство было запущено летом 2021 года в особой экономической зоне «Дубна» на базе нашей компании White Service. Так появилась торговая марка тестов White Product, которые в рознице впервые появились в сентябре прошлого года.

— Какова доля рынка, которую занимают ваши экспресс-тесты?

— В сегменте иммунохроматографических тест-систем сегодня на нашем рынке присутствуют не только локализованные образцы, но и китайские, и южнокорейские. Исходя из градации производителей такие системы и стоят по-разному. Но в целом по данному сегменту сейчас мы входим в первую тройку.

— Зачем компании понадобилось открывать собственные медицинские центры?

— Создавая федеральную сеть экспресс-тестирования — а сегодня она работает в большинстве аэропортов от Калининграда до Владивостока, — мы убедились, что проблема на самом деле шире. Недостаточно просто приехать куда-то и оперативно протестироваться на ковид. Людям надо дать возможность сдавать анализы, не выходя из дома, чтобы биоматериал забирала специальная служба и в течение суток пациент получал на руки результат. Пришли к выводу, что не следует концентрироваться только на организации узкопрофильных процедурных кабинетов: нужен был удобный сервис для клиентов, которые ценят собственное время и не хотят лишний раз пересекаться с потенциально больными пациентами. Так появилась компания «Полимед».

Сегодня мы по всей стране предоставляем широкий спектр лабораторной диагностики, любой желающий может выбрать из более чем 1,5 тыс. доступных видов анализов практически в любом российском городе. Востребованным оказался формат мини-клиник у дома, центров превентивной медицины, куда легко можно попасть в самом начале заболевания, получить первичный контакт с врачом. Далее такие врачи при помощи той же телемедицины могут сопровождать пациента амбулаторно, фактически на дому, позволяя человеку вылечиваться в максимально комфортных для себя условиях. В этом и заключается философия ИТ-продукта «Полимед», который мы сегодня продвигаем.

— Сколько таких клиник уже существует?

— В июне текущего года открыли пилотный центр в Москве. До конца октября планируем открыть центры в Сочи, Новосибирске, Челябинске и Владивостоке. В планах на 2023 год — еще около 30 центров. Данный формат медцентров у дома мы считаем очень удобным, в ближайшие годы, уверены, он станет востребован.

— Как в нынешних условиях складываются взаимоотношения с зарубежными партнерами?

— Базово мы работаем с южнокорейскими производителями, с которыми довольно долго выстраивали сотрудничество, и в последние месяцы здесь мало что поменялось. Локализация технологии, перевод ее в другую страну — в первую очередь, освоение технологии производства. Поэтому помимо производственного комплекса в Дубне мы создали собственный RND-центр в свободной экономической зоне НТЦ «Воробьевы горы». Центр подписал соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области биотехнологий с МГУ, питерским ИТМО, Уральским федеральным университетом, Сибирским отделением Академии наук.

Все это для того, чтобы не быть просто потребителями тест-систем, а научиться под любой биологический маркер или заболевание максимум за полгода создавать свою тест-систему.

— На что могут рассчитывать ваши партнеры в России?

— Сегодня мы предлагаем широкую карту партнерств. Это и выездной сервис под ключ для лечебного учреждения, с помощью которого наши специалисты могут принимать заявки на инъекции, забор биоматериала, патронаж, услуги сестринской службы. Таким образом, поликлиника или больница получает возможность оказывать своим пациентам полный сервис, в том числе на дому, а мы для таких учреждений являемся медицинским аналогом Uber.

В чем-то это похоже еще и на системы доставки еды. Ни один ресторан не может сделать ее эффективной и выгодной, так как это дорого. А условный Delivery Club может, позволяя экономически эффективно работать всем участникам рынка. Больницам содержать собственную выездную службу дорого. Мы же предоставляем и такой сервис, и создаем цифровой облик клиники — приложение, сайт, чтобы клиентам было удобнее взаимодействовать с лечебным учреждением.

Другое большое предложение заключается в том, что мы работаем с крупными сетями по созданию собственных торговых марок тест-систем на базе локализованных производств. Подбираем производителей, подходящих для решения определенной задачи, как крупной сети, так и лечебному учреждению, а также игрокам, желающим вывести на рынок собственные торговые марки.

Третий сегмент — партнерство с предприятиями, которым мы за счет собственной выездной службы и удобной инфраструктуры организуем диспансеризации, соблюдение протоколов и сопровождение деятельности сотрудников, причем в формате федеральной сети. Мы работаем во всех регионах России и легко открываемся в тех местах, где у наших партнеров имеются предприятия, вахтовые поселки, филиалы. К примеру, сейчас в Ярославской области планируем делать один из пилотных проектов по предоставлению необходимой медицинской помощи для населения независимо от населенного пункта, где человек находится. В каждом городе нельзя построить крупный госпиталь, но везде надо постараться дать людям должный уровень лечебного обслуживания и сопутствующего сервиса.

От первого лица «В любой ситуации банк должен оставаться бизнес-партнером клиента»
Содержание
Закрыть