
— В России может измениться регулирование рынка биологически активных добавок (БАД): согласно новым законодательным инициативам, их смогут выписывать врачи, предусмотрена ответственность производителей за недостоверную информацию о продукции. Как это может отразиться на рынке?
— Потребление БАДов, согласно данным DSM, по итогам 2024 года составило около 187 млрд руб. Это на 18% больше, чем в 2023 году. Исследования Агентства инноваций Москвы показывают, что до 60% граждан совершают их покупки на постоянной основе.
Пока законопроект № 638771-8, направленный на совершенствование регулирования обращения биологически активных добавок, принят Госдумой РФ лишь в первом чтении. В нем, по сути, содержатся две новеллы.
Первая — медицинские работники будут вправе назначать отдельным категориям пациентов БАДы в случае наличия показаний и в рамках соответствующих методических рекомендаций. Однако добавки по своей природе не предназначены для лечения болезней, они чаще всего используются для восполнения дефицита тех или иных элементов. Размещение БАДов на рецептурном бланке может создать у потребителя неверное представление об их предназначении. Поэтому этот пункт вызывает в отрасли вопросы и требует, на наш взгляд, дальнейшего уточнения.
Вторая новелла — инициатива о внесудебной блокировке сайтов, которые предлагают к реализации БАДы, не соответствующие техническим регламентам. Об этом давно просила индустрия. Мера позволит оперативно скрывать от потребителя предложения опасных и контрафактных продуктов, укрепит положение добросовестных производителей и позволит быстрее купировать угрозы здоровью потребителей.
Резкие изменения в регулировании создают дополнительные риски для индустрии. С другой стороны, усиление контроля за соблюдением действующего законодательства, прежде всего при производстве БАДов и их реализации через интернет-каналы, может способствовать более спокойному прохождению отрасли через период турбулентности, сохраняя динамику рынка и способствуя инвестициям. Усиления контроля, на наш взгляд, требует и реализация в рознице пищевых добавок, в том числе комплексных. К розничной продаже разрешены лишь некоторые виды пищевых добавок, в частности лимонная кислота, красители, некоторые виды подсластителей. Но сегодня в ассортименте маркетплейсов можно обнаружить многочисленные сочетания химических веществ, реализуемых как пищевые или комплексные пищевые добавки. Недобросовестные продавцы, желая избежать требований регулирования БАДов, мигрируют в категорию пищевых добавок. При этом схожесть названий вызывает путаницу у потребителя, он слабо различает пищевые добавки и биологически активные добавки к пище.
— Насколько, на ваш взгляд, эффективно работает введение маркировки продукции в борьбе с серым импортом?
— Solgar — одна из первых компаний, которая начала поставлять маркированную продукцию в аптеки, поддержав эту инициативу и приняв участие в пилотном проекте на этапе внедрения этой системы.
Однако существующие процедуры по запрету к реализации контрафактных товаров создавались в период, когда работала только классическая офлайн-торговля, и сегодня эти меры нуждаются в корректировке.
Более эффективный контроль на рынке способствовал бы как повышению безопасности потребителя, так и мотивировал бы честную конкуренцию. Особенно когда значимым фактором является фрагментация цепочек поставок на фоне геополитических изменений.
Мы ведем диалог с оператором маркировки на индустриальных площадках.
— В каких сегментах рынка БАДов ожидается наибольший рост в ближайшие годы?
— Аптечный сегмент, по данным DSM, вырос по итогам 2024 года на 13%, а объем продаж на маркетплейсах показал прирост 40%: их доля в объеме продаж БАДов выросла с 19 до 23%.
Но наша компания ориентирована на аптечный канал реализации биодобавок. В России аптека — это место, где потребитель может получить профессиональную консультацию и проверенную продукцию. При этом онлайн-канал будет активно развиваться, и это требует определенной корректировки норм оборота БАДов. Мы видим, что регулятор заинтересован в решении этих вопросов. Уверены, что это укрепит доверие потребителей к онлайн-сегменту.