Практика , Весь мир ,  
0 

Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов

Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
В условиях роста внутреннего туризма формирование имиджа города или целого региона позволяет привлечь туристов и инвестиции.

Рост внутреннего туризма в последние несколько лет стал драйвером для комплексного формирования имиджа территорий и повышения их конкурентоспособности, отмечает директор по федеральным проектам развития Школы управления «Сколково» Ирина Миронова. Так, по данным правительства РФ, число туристических поездок по России в 2024 году выросло на 37% по сравнению с 2021 годом и достигло 90 млн.

Системная работа по развитию региональных брендов (гео— брендингу) в России началась с 2010-х годов с ростом внутренних авиаперевозок, интересом общества и властей к развитию комфортной городской среды и местной продукции, отмечают эксперты.

Продвижение уникальных локальных брендов, например, является одним из основных направлений пространственного развития страны в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, отмечают авторы исследования «Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ» факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (опубликовано в журнале «Государственное управление. Электронный вестник» в 2024 году). Согласно их данным, сегодня признаки самостоятельного систематического геобрендинга имеют 56 административных центров субъектов РФ (67,5% от общего количества), 20 городов (24%) являются частью общего регионального бренда или туристического маршрута и лишь семь (8,4%) не имеют убедительных элементов системного геобрендинга.

Как отмечают авторы исследования, туристическая составляющая, направленная на привлечение туристов, преобладает в большинстве существующих геобрендов российских городов.

Что является основой геобрендинга

Российские регионы выбирают разные стратегии продвижения территорий и геобрендов.

Отдельные города, например Иваново, Тверь, Ярославль, Белгород, имеют как самостоятельные бренды, так и являются частью региональных брендов, отмечают авторы вышеуказанного исследования. Есть в стране и межрегиональные бренды, такие как «Южный Урал», «Енисейская Сибирь», Arctic Russia. На Северном Кавказе бренды административных центров регионов — Махачкалы, Магаса и Нальчика — продвигаются сов— местно с региональным геобрендом.

Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов говорит, что основой геобрендинга часто становятся узнаваемые местные продукты или изделия промыслов, к примеру вологодские кружева, палехские шкатулки. Также встречаются варианты, связанные с историческими личностями: Архангельск — родина Ломоносова. Или историческими событиями — Бородинская битва. Часто геобрендинг может включать в себя несколько различных элементов. Тот же Архангельск продвигает себя еще и как первый морской порт России, столицу Арктики и родину снеговика. Платформой для развития геобрендинга может стать и географическое положение. Например, город Урюпинск продвигается как «Столица русской провинции».

По словам директора Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерины Черкес-заде, для создания удачной концепции геобрендинга необходимо переосмысление культурного или исторического наследия через дизайн, искусство, музыку и другие художественные формы. В качестве примера эксперт приводит город Бирск в Башкирии, где в 2022 году открыли креативное пространство «Чирковъ». Там работают бренды, связанные с ремеслами, искусством, урбанистикой и туризмом. Фестивали подчеркивают наследственность в развитии народного творчества, купеческое прошлое этого места. В результате в прошлом году город с населением 40 тыс. человек, по данным АСИ, привлек свыше 40 млн руб. инвестиций из федерального центра и более 25 тыс. туристов только на летний фестиваль «Река времени». В прошлом году Бирск вошел в топ-50 самых популярных турнаправлений среди малых городов России, по версии портала travel.ru.

На развитие геобренда работают эффективные каналы коммуникаций. Например, Мурманск сделал ставку на кино и телепередачи. Как поясняет Екатерина Черкес-заде, длинный световой день летом позволяет дольше снимать на открытом воздухе, что очень выгодно для кинопроизводителей. В итоге, по словам руководителя Центра поддержки кинопроизводства Заполярья Светланы Солдатовой, в Мурманской области в прошлом году было снято 32 медиапроекта, из которых 20 — федеральные. Рост производства составил 20% по сравнению с 2023 годом. «Местные власти предоставляют кинокомпаниям субсидии, покрывающие часть расходов на съемки, что повышает туристическую привлекательность региона и увеличивает количество рабочих мест», — говорит Екатерина Черкес-заде.

Какие задачи решает имидж территории

Грамотно построенная концепция геобрендинга позволяет расширять туристическую базу, говорят эксперты. В качестве примера приводят Мурманскую область, которая начала развивать зимние туры в период северного сияния. Предложение оказалось популярно в том числе у туристов из Китая, где, как говорит Александр Пузанов, с этим явлением связаны народные поверья. В прошлом году, по данным генерального консула КНР в Санкт-Петербурге Ло Чжаньхуэя, российский регион посетили 26 тыс. китайских туристов — в пять раз больше, чем годом ранее.

Геобрендинг помогает решать комплексные задачи по развитию территории, отмечает Екатерина Черкес-заде: «Разработка геобренда способствует развитию различных отраслей, привлекает инвестиции, помогает улучшить условия жизни, работы, творчества и учебы, повышая «индекс счастья» жителей, в том числе среди молодежи, и их гордость за родной край».

Так, регионы, столицы которых имеют четкий геобрендинг и концепцию его развития — Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ленинградская область, Ростовская область, Калининградская область, Самарская область и Ханты-Мансийский автономный округ, — занимают первые позиции в Рейтинге российских регионов по качеству жизни — 2024 от «РИА Рейтинг».

Еще одним эффектом от развития геобрендинга является формирование более прочных связей с федеральным центром и увеличение поддержи населения, говорит генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский: «У местных властей появляются новые возможности для получения дополнительных трансферов и других мер поддержки, что, в свою очередь, отражается на улучшении качества жизни».

Как заявлял на прошлогоднем совещании по развитию автотуризма министр экономического развития Максим Решетников, в период с 2025 по 2027 год будет выделено более 28 млрд руб. на субсидии для регионов на развитие туризма.

Компетенция Какая информация важна для потребителя БАДов
Материалы выпуска
Решения Почему в условиях нестабильности важны ESG-стратегии
От первого лица Какие условия нужны для комплексного развития территорий
От первого лица Как платформы освобождают ученых от рутины
Компетенция Почему металл относится к зеленым технологиям в строительстве
Компетенция Почему России необходимы стандарты зеленого строительства
Практика Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости
Компетенция Как построить города будущего
Инновации Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии
Компетенция Какие перспективы для экспорта открывают южные порты
От первого лица Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля
От первого лица Перспективы карбамида: как модернизировать производство удобрений
От первого лица Почему в тренде узкоспециализированные выставки
Практика Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов
Компетенция Какая информация важна для потребителя БАДов
Компетенция Что дает гастротуризм регионам
Скачать Содержание
Закрыть