
— По данным Выставочного научно-исследовательского центра, в 2024 году в стране прошло 1,5 тыс. отраслевых выставок, объем рынка вырос до 198 млрд руб. (с 182,1 млрд руб. в 2023 году) и, по прогнозам, составит в текущем году 209 млрд руб. Как меняется география участников отраслевых выставок в России?
— Единственное тектоническое изменение географии участников произошло весной 2022 года. Но уже к осени того же года все стабилизировалось и вернулось к обычному формату. Большую часть участников из западных стран заменили российские компании, ну и, конечно, из КНР, Ирана, Тайваня, Индии и многих других дружественных стран. Мы видели явно возросший интерес компаний из Азии. На данный момент мы фиксируем постепенный возврат участников из западных стран.
— Ваша компания организует ряд выставок специальной направленности. В чем преимущества «узкой» темы для выставки?
— Возросший спрос на узкопрофильные мероприятия легко объясняется. Во главе архитектуры проектов всегда в приоритете живые потребности и запросы рынков, которые мы получаем напрямую от компаний, экспертов, специалистов данного рынка. Те задачи, с которыми сейчас сталкиваются компании, изменились относительно досанкционного периода, и в подавляющей части случаев решения находятся среди участников сообщества специалистов своего профиля. И, конечно же, важен сам процесс подготовки. Коллеги, занимающиеся такими проектами, также являются специалистами высокого уровня, так как работают в отрасли не один десяток лет.
— Как влияют на выставочную отрасль новые технологии, например ИИ?
— Искусственный интеллект у нас на этапе внедрения, процесс идет быстро. В мировой практике работа менеджера по продажам, директора выставки или маркетолога уже минимизирована. Многие задачи можно решать чат-ботами, автоматизированными рассылками и другими инструментами. К этому мы сейчас идем. Кроме того, наша дизайн-команда активно использует генеративные нейросети в работе с визуалами выставок — рекламными имиджами, иллюстрациями для сайта и соцсетей. Впрочем, всегда остаются вопросы и задачи, требующие личного контакта и «ручной» работы, важно во всем соблюдать баланс, и выставка — это лучшая возможность собрать клиентов и партнеров вместе.
— Согласно утвержденной правительством Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли, к 2030 году оборот рынка должен достичь 280 млрд руб. Что необходимо для достижения этих целей?
— Нужна прежде всего единая законодательная база, которая регулировала бы работу всей нашей индустрии как единой отрасли, а не отдельных направлений. Необходимо больше выставочных площадей. К сожалению, мы сейчас видим нехватку, и это влияет негативно на конкуренцию. А конкуренция — это прекрасный двигатель любой отрасли или индустрии. Конечно, хочется, чтобы государство еще больше поддерживало отечественные компании и давало им еще больше драйверов роста. В остальном отрасль зависит исключительно от того, как развиваются экономика и промышленность. Исходя из наблюдаемых тенденций, мы уверены, что все будет хорошо.