
— Как вы оцениваете сегодня развитие промышленного туризма в России?
— Растет число туристов и предприятий, участвующих в промышленном туризме. Так, в рамках программы «Открытая промышленность», которую АСИ запустило четыре года назад, в 2022 году промпредприятия посетили 800 тыс. туристов, в 2023-м — 1,4 млн, а в 2024 году — свыше 2 млн.
Изначально программа стартовала в 30 пилотных регионах, от каждого из которых в ней участвовали пять предприятий. Сейчас в промышленный туризм вовлечены 82 региона, а общее количество компаний-участников превысило 2 тыс. И если сначала большая часть предприятий в программе была из пищевой промышленности, то сейчас в лидерах машиностроение.
— Чем промышленные объекты привлекают туристов?
— Цель туриста — отдохнуть и получить яркие впечатления, погрузиться в новую реальность, увидеть что-то необычное. Промышленный туризм дает такую возможность: интересно узнать, как живет и работает винодел, оценить условия труда металлурга, понять, какие задачи решает химик на заводе, как устроена лаборатория. Это меняет представление о мире, позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи, поэтому все больше людей стремятся посетить промышленные предприятия.
— Что дают такие программы самим предприятиям?
— Это и дополнительный источник заработка, и возможность продвигать свои товары. Но, пожалуй, одна из основных задач промтуризма связана с решением кадровых вопросов: это способ привлечения на производство специалистов и молодежи. Люди часто не представляют реальных условий труда в промышленности. Туризм помогает менять имидж рабочих профессий, показывать преимущества и перспективы такого трудоустройства.
Промышленный туризм способствует также налаживанию деловых связей, поиску новых партнеров, обмену опытом.
Наконец, промтуризм может быть важной частью коммуникационной стратегии компании. Некоторые предприятия используют его для выстраивания диалога с местными жителями, которые хотят знать, что происходит за стенами завода, как решаются экологические вопросы. Привлечение населения на подобные экскурсии — это, наверное, высшая степень открытости.
— Какие сейчас стоят задачи по развитию направления?
— Промтуризм становится международным. Например, недавно мы запустили проект «Две страны — тысячи заводов» с Республикой Беларусь, в котором объединили программы 50 российских и белорусских компаний. Мы хотим показать связь стран, объяснить, что, например, гигантский БелАЗ был создан по заказу российских горнодобывающих предприятий из магнитогорской стали. Цель — создать единое информационное пространство промышленного туризма в странах СНГ.
Кроме того, мы стремимся способствовать разнообразию форм промтуризма. Компании модернизируют свои программы, делают их иммерсивными, проводят модные показы в заводских пространствах. Недавно заработал проект «Ночь заводов» по аналогии с «Ночью музеев», есть большое количество других креативных решений, фестивальных проектов. Мы стремимся интересно рассказывать разным аудиториям о промышленности: от детей, которым надо объяснить, где работает их папа и чем полезен этот завод, до специалистов, которым хочется разобрать конкретные особенности производства.