Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

С огоньком:
что стимулирует рынок внутреннего туризма

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Поездки на уик-энд, отдых на природе и посещение фестивалей позволят туристическому рынку России установить в этом сезоне новый рекорд, считают эксперты.

Почти 70% россиян, запланировавших отпуск на лето, проведут его в путешествиях по России, показало исследование сервиса «Купер» и медиахолдинга Rambler&Co. По прогнозам Минэкономразвития РФ, с мая по сентябрь 2025 года россияне совершат 48,4 млн турпоездок, на 8% больше, чем в прошлый, рекордный для отрасли высокий сезон. По данным министерства, туристы продолжают активно осваивать внутренние направления для отдыха: растут показатели по бронированию отелей в Бурятии, Крыму, Алтайском крае, Нижегородской области, Дагестане и Башкирии.

Почему растет популярность путешествий по России

По оценке «СберАналитики», оборот рынка внутреннего туризма прош-лым летом достиг 917 млрд руб., а по итогам всего 2024 года должен составить 2–2,2 трлн руб. Общее число турпоездок по России в прошлом году превысило 90 млн, о чем в апреле на заседании правительства РФ, посвященном развитию туризма, рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он объяснил это расширением географии поездок и развитием всесезонного туризма. Например, 18 млн поездок пришлось на зиму. Значительно увеличился интерес к горнолыжному спорту, причем не только на традиционных курортах, но и в новых туристических регионах — Чечне, Пермском крае и Челябинской области, — и тренд продолжит развиваться за счет строительства новых спорткомплексов по всей стране, отмечал вице-премьер.

93% представителей местных администраций и туристических информационных центров отметили рост турпотока в 2024 году, показал опрос, проведенный сервисом путешествий «Туту» в 43 субъектах РФ. В среднем по регионам он увеличился на 10–20%, но, например, в Ленобласти и Мордовии — на 50%, во Владимирской области и Удмуртии — на 30–40%.

Чтобы поддержать развитие туризма, приоритетная задача для большинства регионов — создавать инфраструктуру для комфортного отдыха и интересные туристам программы, отмечает директор департамента развития туризма Минэкономразвития РФ Алимбек Хидзев.

Дикое — в моде: как развивается инфраструктура экотуризма

Традиционно самый популярный вид летнего отдыха — на море, его выбирает половина запланировавших отпуск, показывают данные опроса «Купер» и Rambler&Co. На втором месте — поездки в крупные города, но с ними по популярности уже почти сравнялся отдых в горных регионах.

Популярность экотуризма в целом быстро растет — становится все больше желающих изучить природу Камчатки, Русского Севера и Северного Кавказа, говорит член правления Ассоциации туристических интеграторов Игорь Сивец.

Число бронирований в глэмпингах по всей России с января по середину мая 2025 года выросло на 63% в сравнении с тем же периодом прошлого года, по данным сервиса «Островок».

«Людям хочется проводить больше времени на природе, не жертвуя при этом комфортом», — говорит директор «Авито Путешествий» Артем Кромочкин.

Количество самих глэмпингов, доступных для бронирования в мае 2025–го, по сравнению с маем 2024 года увеличилось в два с лишним раза, подсчитали в «Авито Путешествиях». Больше всего новых объектов, по данным сервиса, появилось в Башкирии, Татарстане, Воронежской, Челябинской, Самарской, Тюменской, Ленинградской и Свердловской областях.

Впрочем, модульные гостиницы строятся по всей стране, даже на Чукотке, говорит Павел Ларцын, гендиректор «Север 87» — компании — инвестора комплекса дизайнерских чумов «Кокамэй». Отдых на берегу Анадырского лимана будет включать путешествия в тундру, наблюдения за китами, меню с блюдами, вдохновленными местной кухней, и традиционную чукотскую баню.

Какие форматы отдыха предпочитают россияне

Большинство российских туристов хотят во время путешествий посещать музеи, гастрономические фестивали и другие интересные мероприятия, 9% надеются совместить отпуск с оздоровительными процедурами, 8% — рассчитывают на активный отдых с походами и велотурами, показывало исследование «Купера» и Rambler.

Растет популярность автотуризма и в целом коротких поездок, в пределах 100 км от крупных городов, отмечает исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России (АТОР) Майя Ломидзе. Спрос на туры выходного дня в этом году, по данным ассоциации, примерно на 20% выше, чем в прошлом.

Местные власти и представители бизнеса активно поддерживают этот тренд, отмечает Майя Ломидзе: разрабатываются программы мероприятий — от событий федерального значения, подобных фестивалю «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, который привлекает более миллиона зрителей, до более локальных историко-гастрономических праздников вроде «Дня селедки» в Калининграде или фестиваля «Модерн» в Тамбове.

Согласно результатам опроса, проведенного федеральным туроператором «Алеан», новость об интересном мероприятии вдохновляет на поездку каждого третьего путешественника. Больше всего туристов привлекают концерты любимых исполнителей (это отметили 20% участников исследования), 
гастрофестивали (17%) и музыкальные фестивали на открытом воздухе (14%). Интерес вызывают также авиашоу и фестивали воздухоплавания (10%), празднования дня города (7%), театральные и кинофестивали (6%), парады речных судов, парусные регаты (6%), выставки (4%).

По данным MTC Travel, в прошлом году на поездки выходного дня пришлось 40% всех совершенных россиянами путешествий. Например, жители Карачаево-Черкесии массово отправляются на уик-энд на курорты Архыз и Домбай. В Калужскую и Тульскую области каждый второй турист приезжает на выходные, отмечают аналитики компании, — их привлекают не только исторические и природные достопримечательности, но и крупные события, например в арт-парке «Никола-Ленивец», а также музыкальный фестиваль «Дикая мята».

Большинство поездок выходного дня туристы совершают на личных автомобилях, и доля таких путешествий будет только расти, в том числе благодаря развитию инфраструктуры, считает замдиректора департамента развития туризма Минэкономразвития РФ Константин Городилин. В первую очередь в соответствии с принятой в прошлом году правительством РФ концепцией развития автотуризма до 2035 года планируется развивать туристическую инфраструктуру на четырех пилотных трассах — М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева» и М-12 «Восток», в периметре которых находятся 20 регионов. Это сделает семейные автопоездки более комфортными, считают разработчики концепции.

По оценке Минэкономразвития, ежегодно по дорогам России передвигаются не менее 23 млн автотуристов, и за счет развития инфраструктуры и числа маршрутов их количество может увеличиться вдвое, что может принести туристической отрасли дополнительно 250 млрд руб. в год.

Материалы выпуска
Решения Почему в условиях нестабильности важны ESG-стратегии
От первого лица Какие условия нужны для комплексного развития территорий
От первого лица Как платформы освобождают ученых от рутины
Компетенция Почему металл относится к зеленым технологиям в строительстве
Компетенция Почему России необходимы стандарты зеленого строительства
Практика Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости
Компетенция Как построить города будущего
Инновации Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии
Компетенция Какие перспективы для экспорта открывают южные порты
От первого лица Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля
От первого лица Перспективы карбамида: как модернизировать производство удобрений
От первого лица Почему в тренде узкоспециализированные выставки
Практика Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов
Компетенция Какая информация важна для потребителя БАДов
Компетенция Что дает гастротуризм регионам
Скачать Содержание
Закрыть