
— Какую роль туристическая отрасль играет в экономике региона и какие задачи вы ставите по развитию этой сферы на ближайшие годы?
— Туризм для республики — одно из ключевых направлений развития. По итогам 2024 года турпоток достиг 1,2 млн человек. В нашем регионе живописная природа, богатая культура и традиции, в том числе народа мари. Столица республики Йошкар-Ола отличается необычной архитектурой. Мы можем привлечь еще больше туристов, что, в свою очередь, позволит повысить инвестиционную привлекательность и создать дополнительные рабочие места.
Концептуальный мастер-план развития туризма на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, который был представлен в начале этого года, учитывает развитие инфраструктуры, транспорта, мест размещения, развлекательных и других услуг для туристов. Реализация мастер-плана направлена на достижение показателей национального проекта «Туризм и гостеприимство». Наличие этого документа помогает создать гармоничную и сбалансированную среду, которая будет привлекать к нам гостей. Предусмотрена реализация 12 флагманских проектов, 32 быстрореализуемых и 43 долгосрочных.
Мастер-план определяет основные туристические кластеры: Йошкар-Олинский, Козьмодемьянский, Йошкар-Олинский пригородный и Красногорский. Начинается строительство туристической инфраструктуры, в частности возведение пассажирских причалов в поселке Юрино, на берегу которого находится настоящая жемчужина Поволжья — замок Шереметева, а также причала в селе Кокшайск.
— Каких инвестиций требует развитие туристической отрасли и как вы планируете их привлекать?
— Суммарные затраты на реализацию проектов мастер-плана составят 50 млрд руб., при этом на флагманские проекты приходится 11,3 млрд руб. 69% всех затрат будет профинансировано за счет внебюджетных источников.
Сбалансированное сочетание бюджетных и внебюджетных источников, а также использование механизмов поддержки, включая софинансирование в рамках национальных проектов, будут способствовать снижению нагрузки на бюджет и повышению эффективности использования средств.
— Совсем недавно в Марий Эл было создано агентство по развитию туризма. Какие задачи оно будет решать?
— АНО «Агентство по развитию туризма Республики Марий Эл» сформировано при министерстве промышленности, экономического развития и торговли региона, в ведомство которого с января 2025 года перешел туризм.
Толчком к созданию агентства стала потребность в координации усилий по продвижению нашего региона как туристического направления, что включает и улучшение инфраструктуры, и поддержку местных предпринимателей, работающих в этой сфере, и целый ряд других вопросов. Задача агентства — выстраивать стратегию развития отрасли, привлекать финансирование и проводить маркетинговые кампании по продвижению региона.
— Какие виды туризма имеют, на ваш взгляд, наибольший потенциал?
— Мы стремимся развивать разные туристические направления: событийный, культурно-познавательный, этнографический, спортивный, детско-юношеский, паломнический.
Марий Эл привлекает внимание людей, которые интересуются историей, культурой, спортом, а также приверженцев активного отдыха и здорового образа жизни. Будущее за туристическими продуктами, основанными на сочетании нескольких видов отдыха.