Программа льготного лизинга оказалась очень востребованной на рынке коммерческой техники: с ее помощью в этом году должно быть реализовано, согласно планам, 16 тыс. единиц транспорта, но уже сейчас продано около 15 тыс. машин. Тем не менее в ближайшее время Минпромторг намерен смягчить условия программы, сделав ее еще привлекательнее. В частности, финансирование будет увеличено до 3,5 млрд руб. вместо запланированных 2,5 млрд, а ограничения суммы субсидии на одну компанию будут сняты. Таким образом, упразднится лимит скидок для одного лизингополучателя в размере 10 млн руб., а общая стоимость приобретаемого в лизинг транспорта для одной организации может превысить 100 млн.
Программа льготного автолизинга, которая распространилась на новые легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт и грузовики, выпущенные в России, заработала с 15 мая. В ее рамках лизинговые компании предоставляют клиентам 10-процентную скидку на стадии внесения авансового платежа, то есть государство фактически компенсирует потребителю часть стоимости нового автомобиля, позволяя существенно снизить начальный платеж. Например, если размер первоначального взноса по договору составляет 30% от стоимости автомобиля, то клиент вносит только 20%. Генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов рассказал, что увеличения объема целевых средств рынок ждет давно: «Госпрограмма поддержки лизинга является очень популярным инструментом и дает возможность компаниям сократить свои расходы. Но для значительного роста продаж отечественного автотранспорта объем целевых средств должен быть больше». Однако не все игроки рынка смотрят на нововведение столь оптимистично. Источник РБК+ в одной из крупнейших лизинговых компаний опасается банального перераспределения государственных средств: «Снятие ограничений по субсидии на одну компанию приведет к тому, что все добавочное финансирование отдадут какой-нибудь карманной госкомпании, а остальным выдадут минимальные квоты».
Пока же результаты работы госпрограммы удовлетворяют и государство, и лизинговые компании, и конечных клиентов. По оценкам лизинговой компании Carcade, запуск программы дал рынку от 5 до 15% прироста лизинговых продаж. При этом процесс получения скидки упрощен до предела, отметил генеральный директор Carcade Алексей Смирнов: «Лизингополучателям не нужно обращаться за субсидией в госорганы — скидка, которую обеспечивают лизинговые компании, предоставляется клиенту на этапе заключения сделки, а затем ее размер компенсируется лизингодателям из бюджетных средств». С тем, что госпрограмма расшевелила рынок, согласна и директор управления организации продаж АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова: «Цифры падения рынка автолизинга сейчас не столь существенны, как это было в апреле, до запуска госпрограммы. Не исключено, что по итогам третьего квартала снижение не превысит 15% и по объемам продаж мы приблизимся к цифрам прошлого года». Если в сегменте легковых автомобилей доля машин, приобретаемых в лизинг, едва превышает 4–5%, то на рынке коммерческого и грузового транспорта она составляет не менее 40%. Лизинговые компании, как оптовые покупатели автомобилей, получают у производителей существенные скидки на технику, которые впоследствии могут транслировать и в договоры с клиентами, позволяя им приобретать автомобили фактически в рассрочку без увеличения суммы платежей. Но о том, какие именно условия им предлагают производители, лизингодатели говорить отказываются, ссылаясь на конфиденциальность информации. Представитель автофинансовой компании «Европлан» отметил, что все зависит от отношений с производителем и объемов реализации: «Вполне вероятно, что какой-то автомобиль выгоднее приобрести у нас, а аналогичную модель другой марки — у конкурирующей компании».
Только за первые два месяца работы госпрограммы компания «Европлан» профинансировала приобретение почти 2 тыс. автомобилей с общей суммой скидки 256 млн руб. Вице-президент компании Александр Михайлов заявил, что госпрограмма позволила покупателям воспользоваться существенной скидкой и уменьшить объем начальных вложений: «Госпрограмма позволяет конечным клиентам приобрести автомобиль в финансовый лизинг дешевле, чем он стоил бы в автосалоне или дилерском центре. Впервые стало возможным купить автомобиль с привлечением заемных средств дешевле, чем на свои собственные». Впрочем, те, кто торгует импортной техникой, не считают, что госпрограмма существенно повлияла на рынок коммерческой техники. Кирилл Чкалов сетует на ограниченность программы: «Данная программа является узконаправленным инструментом финансирования техники российского производства с ограниченным перечнем производителей, поэтому говорить о ее значимости для всего сегмента не совсем объективно». Эксперт полагает, что отрасли в первую очередь требуется создание условий для развития крупных инфраструктурных проектов и стабильность в экономике в целом. Тем не менее доля продаж техники Scania в лизинг по собственным программам финансирования уже превышает 50% даже без использования госпрограмм.
С решением о покупке техники по программе льготного лизинга вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов советует поторопиться: «Компаниям, которые хотят обновить автопарк, нужно успеть воспользоваться госпрограммой до окончания срока ее действия. Поэтому до конца года мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса в автолизинге».