Решения , Весь мир ,  
0 

На все четыре уровня

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В мэрии посчитали, что 298 съездов с МКАД нуждаются в доработках.

Власти Москвы ищут возможные пути решения проблемы узких съездов с МКАД. Грузоперевозчики несут убытки, простаивая в пробках к торговым объектам. Столичная мэрия подготовила план реконструкции, но мелкий и средний бизнес от него не в восторге. Для кардинального решения проблемы необходимо переносить центры притяжения грузовиков за пределы города, считают эксперты.

Два этапа строительства

В последние годы столичные власти активно реконструируют МКАД. На первом этапе все усилия были брошены на строительство новых развязок, часть из которых четырехуровневые (взамен устаревших «клеверных»). Результаты этой работы видны уже сейчас: благодаря построенным эстакадам на пересечениях с Ярославским, Новорижским и Ленинградским шоссе серьезно улучшилось движение. Частично введены в строй новые развязки с Дмитровским, Можайским шоссе, Ленинским и Рязанским проспектами, в ближайшие два года все работы завершатся.

Следующий этап реконструкции будет более сложным: придется устранять последствия активной торговой застройки территории вдоль МКАД. Она началась еще 10–15 лет назад, когда никто не думал о грамотно просчитанной ширине съездов и перспективах роста транспортных потоков. Сегодня автомобилисты и грузоперевозчики стоят в заторах, пытаясь пробраться по узким эстакадам. Для решения проблемы создана специальная комиссия по исследованию МКАД, эту тему курирует департамент развития новых территорий столичного правительства.

В ведомстве подсчитали, что все 298 съездов с МКАД нуждаются в доработках. Почти все они тормозят движение, нигде нет нормальных переходно-скоростных полос, часто образуются пробки и происходят аварии. «Нигде в Европе нет прямого примыкания крупных торговых объектов к магистралям, везде это делается через отводы и дублеры, — рассказал первый заместитель главы департамента развития новых территорий Валерий Шкуров. — У нас все это нужно привести в порядок».

Проблема прямых углов

В первую очередь необходимо исключить ситуации, когда второстепенная дорога примыкает к МКАД под прямым углом. Уже выработан набор возможных сценариев решения проблемы. Из 215 существующих примыканий порядка 5%, скорее всего, придется вообще закрыть, объяснил Валерий Шкуров. Департамент развития новых территорий обнародовал перечень объектов, съезды к которым могут быть закрыты: бизнес-центр Mobil, торговый комплекс «Синдика», автоцентр «Сити-Видное», торговый комплекс по продаже автозапчастей «АвтоМОЛ», ТРЦ «Вейпарк», ТЦ «Арфа». Такая же судьба ждет неудачно спроектированный выезд с территории торгового центра «Гвоздь», расположенного недалеко от Волоколамского шоссе.

Второй сценарий — реконструкция примыканий. В этом заинтересованы не столько городские власти, сколько сами торговые центры, так как пробки сдерживают поток клиентов. В условиях экономического кризиса мэрия Москвы предлагает собственникам торговых объектов поучаствовать в строительстве. Опыт взаимодействия с ними уже есть. Например, «Крокус Интернешнл» Араса Агаларова построил в 2010 году съезд с МКАД к торговому центру, вложив в это около 100 млн руб.

Значительная часть собственников зданий поддерживают необходимость реконструкции съездов. По словам Валерия Шкурова, порядка 40 инвесторов согласны участвовать в реконструкции и ведут переговоры с городом. Предварительные договоренности уже достигнуты с ТЦ «Белая Дача», IKEA, «Техцентром Варшавский» и торговым комплексом «Южные ворота» в Марьино. Группа компаний «Славянский мир» уже занимается строительством на свои деньги. Тем не менее определенная часть бизнесменов выступает против идеи строить дороги за счет собственников. «Наверняка появятся объекты, решения по которым будут приниматься в суде, — отметил Шкуров. — У нас ничего не строится так, чтобы все были удовлетворены. Везде есть конфликт интересов, который регулируется в рабочем порядке, — в этом нет ничего из ряда вон выходящего».

План застройки

Уже подсчитано, что для реализации второго этапа реконструкции МКАД потребуется примерно 5–10 лет и 100 млрд руб. Часть объектов нужно будет переделать с учетом будущего трафика. Например, недалеко от Варшавского шоссе около МКАД есть небольшой магазин автозапчастей с примыканием. В лесу за ним находится Булатниковское поселение Московской области, где ожидается застройка 4,5 млн кв. м жилья. «Это нужно учитывать в проекте, поскольку все жители будут выезжать на МКАД через этот съезд», — объяснил Валерий Шкуров.

«Все наши магазины изначально проектировались с учетом удобных примыканий к МКАД и никогда не вызывали проблем с движением, — заявил представитель пресс-службы компании «Леруа Мерлен». — Проблема с пробками на МКАД не связана с торговыми центрами, у которых большие парковки и удобные проезды. Проблемы возникают из-за пересечений с вылетными магистралями и торговыми объектами, при строительстве которых не думали о парковках». В компании считают, что реконструкция МКАД, наоборот, может ухудшить транспортную доступность магазинов, если будет закрыта часть съездов или выездов. «Но мы с пониманием относимся к данным процессам и, конечно же, находимся в диалоге с московскими транспортниками для поиска оптимальных решений», — подчеркнули в «Леруа Мерлен».

Гендиректор «Вейпарка» Игорь Азаров уже получил от департамента развития новых территорий проектную документацию. «Там есть план реконструкции МКАД, но без нашего съезда, — рассказал он. — Грубо говоря, согласно этому плану кольцевая расширяется до нашего торгового центра, а что будет дальше — непонятно. Этот проект делался без учета наших интересов». По словам Азарова, ТЦ готов финансово поучаствовать в реконструкции примыкания, чтобы повысить удобство и комфорт посетителей. «Но для этого ведь необходима земля, которую нужно сначала получить от города в аренду. Пока конструктивного диалога мы не видим», — отметил Азаров. Замдиректора ТЦ «Арфа» Валерий Бескаев заявил, что пробок около магазина нет, поэтому закрывать съезд не нужно. В администрации бизнес-центра Mobil рассказали, что последнее совещание с представителями столичной мэрии по поводу реконструкции съезда проходило в апреле, но потом наступило затишье: «Наш съезд пока открыт, будем решать проблемы по мере их поступления».

Первый замглавы департамента развития новых территорий Валерий Шкуров пояснил, что быстро закрыть проблемные примыкания не получится: полномочия по изменению организации движения есть только у департамента транспорта Москвы. «В ближайшее время состоится заседание комиссии при департаменте, будет принято решение о физическом закрытии некоторых присоединений, — отметил чиновник. — Мы не собираемся сразу все закрыть. Это будет происходить постепенно, в течение нескольких лет».

Кто в минусе

Оценить убытки, которые несут перевозчики от простоев в узких съездах, не представляется возможным, заявил директор департамента транспортной логистики логистической компании «Молком» Тимур Ратников: «Вопрос касается не только торговых центров, но и всех получателей грузов — предприятий, складов, распределительных центров». С другой стороны, говорить о каких-либо финансовых потерях со стороны грузоперевозчиков не совсем правильно, убежден генеральный директор FM Logistic в России Кристоф Менивар: «Транспортные компании несут убытки не во время съезда с МКАД, а во время простоев при сдаче товара. Проблемы на съездах в принципе не тормозят перевозку, так как это закладывается в плановое время на доставку. Но ширина съездов, несомненно, должна быть больше». При этом каких-то отдельных самых проблемных объектов Менивар не выделил. По его словам, вокруг МКАД расположены одни и те же торговые центры, в которых якорными арендаторами являются торговые организации. «Пути решения проблемы банальные: нужно расширять съезды и строить правильные развязки», — резюмировал генеральный директор FM Logistic.

Председатель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко рассказал, что грузоперевозчики крайне негативно относятся к узким съездам и их реконструкции: «Все было сделано по принципу «как можно проще и дешевле», о логистике никто не думал. С тех пор по большому счету ничто не изменилось и вряд ли изменится. Для кардинальных изменений в сфере грузоперевозок нужно вывести по крайне мере треть объектов, к которым тяготеет грузовой транспорт, за пределы Москвы, ближе к будущей Центральной кольцевой автодороге, которая будет построена к 2018 году». В качестве примера он привел агрокластер «Фуд-сити» на Калужском шоссе, куда съезжаются грузовики со всех сторон города. «Логистические центры в Московской области уже есть, но их должно быть гораздо больше, — пояснил Войтко. — Переформатирование транспортно-логистических схем займет минимум пять-семь лет. В Европе этот процесс шел с середины 1970-х до середины 1980-х годов».

Инструменты Скидка с гарантией
Скачать Содержание
Закрыть