Решения , Весь мир ,  
0 

Фургон из комиссионки

Фото: Lori
Фото: Lori
Как транспортные компании экономят на технике в кризис.

Совокупная стоимость переданного клиентам имущества лизинговых компаний за первые шесть месяцев 2015 года составила около 244 млрд руб. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») и Объединенной лизинговой Ассоциации, это на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом падение оборота у ведущих компаний, занимающихся автотехникой, составило от 20 до 50% — примерно таким было снижение объема заказов со стороны крупнейшие клиенты.

Согласно статистике агентства «Автостат-Инфо», которое собирает данные о регистрациях нового и подержанного автотранспорта и спецтехники, за первые шесть месяцев 2015 года рынок легких коммерческих автомобилей просел на 35%, а в сегментах средне— и крупнотоннажной техники, как и в секторе специальных машин, падение было еще более значительным. В отдельные месяцы первого полугодия снижение продаж грузовиков превышало 60%, и некоторые эксперты прогнозируют еще более удручающие результаты к концу года. В период экономической нестабильности многие потребители отказываются от покупок коммерческой техники. Лизинговые компании отмечают увеличение числа возвратов техники клиентами, которые больше не способны осуществлять регулярные выплаты.

Цены на технику растут, а потребность в ней сокращается. В докризисный период многие инвестировали в технику в расчете на рост объема заказов, но сегодня лишь немногие компании сохраняют прежние объемы бизнеса. В условиях кризиса объемы операционной деятельности ожидаемо снижаются, и многие потребители сокращают тоннаж и выбирают более экономичные комплектации грузовиков. Другие переходят на дешевую технику отечественного или азиатского производства. По словам начальника отдела логистических операций провайдера услуг экспресс-доставки DPD в России Дмитрия Воеводина, перевозки в малом и среднем секторах все чаще выполняются на машинах российского производства: «Многие наши подрядчики в последний год стали активно заменять импортные фургоны Citroen Berlingo, Renault Kangoo и Fiat Doblo на отечественный Lada Largus. На смену более крупным малотоннажникам Fiat Ducato, Citroen Boxer и Ford Transit все чаще приходит «Газель Next».

Самой распространенной схемой покупки в кризис остается лизинг. Покупателям новых машин помогает госпрограмма поддержки лизинга, которая компенсирует 10% стоимости техники при внесении лизингополучателем первоначального взноса. По данным лизинговых компаний, доля продаж новой коммерческой техники с использованием госпрограммы составляет в различных сегментах рынка от 35 до 55%. При этом клиент может воспользоваться не только государственной скидкой, но и комбинацией этой скидки со спецпредложениями самих лизинговых компаний, выкупающих технику у производителей по льготным тарифам

Руководитель проекта по аренде коммерческих автомобилей Darenta.ru Олег Грибанов отметил рост интереса к недорогим автомобилям азиатского производства: «Не все меняют импортную технику на отечественную — многие просто выбирают более дешевые модели. Доля китайских и корейских машин низкого ценового сегмента в нашей базе арендодателей растет каждый месяц».

Впрочем, многие игроки рынка не спешат отказываться от качественной иностранной техники даже в условиях нехватки средств. «Компании, заинтересованные в долгосрочных инвестициях, по-прежнему предпочитают более дорогую импортную технику с высокими эксплуатационными характеристиками. В условиях кризиса имеет место постепенный переход от новой техники на подержанную, причем в этом сегменте более надежные и высокопроизводительные иномарки теснят с вторичного рынка отечественные модели», — говорит коммерческий директор ООО «Скания Лизинг» Кирилл Чкалов.

В кризис при решении о покупке больше внимания уделяют сочетанию цены, стоимости обслуживания и производительности, а не стране производства, — подчеркивает директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов: «В ситуации ограниченных финансовых ресурсов более логичным выглядит решение о покупке подержанной техники, а не новой отечественной, тем более что стоимость бывших в употреблении машин выросла меньше, чем новых».

В пользу бывшей в употреблении техники говорят и более низкие расходы на ее содержание: машины не требуется обслуживать в официальных дилерских центрах, дешевле обходится и страховка. Дмитрий Воеводин из DPD рассказал, что снижение расходов принципиально важно для перевозчиков, особенно мелких: «За два последних года стоимость импортного автомобиля выросла чуть ли не вдвое, при этом услуги по перевозке подорожали не более чем на 3–5%. Перевозчики вынуждены сокращать операционные расходы».

Рост интереса к подержанным автомобилям связан и с активностью мелких небогатых компаний, к услугам которых сейчас прибегают все чаще, и которые вынуждены обходиться более дешевой подержанной техникой, объяснил руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов: «В условиях снижения объемов перевозок больше востребованы услуги небольших компаний, а не крупных игроков рынка. Запросы на перевозки сейчас реализуют именно посредством мелких подрядчиков».

Слова экспертов подтверждает и статистика. По данным «Автостат-Инфо», рынок подержанной коммерческой техники в первом полугодии сократился незначительно. Например, продажи легких коммерческих автомобилей в первом полугодии упали на 1,7%, до 202,5 тыс. машин, а в столичном регионе даже немного выросли. Аналитики агентства отмечают, что в июне 2015 года импортные грузовики и вовсе показали положительную динамику, хотя продажи отечественных моделей снизились. И лишь ближе к осени рынок подержанной техники начал немного сокращаться.

При этом разнообразия финансовых программ, которые могли бы облегчить нагрузку на покупателей, рынок пока не предлагает. Как и прежде, новую и подержанную технику приобретают в кредит или лизинг либо берут в краткосрочную аренду. Однако заемное финансирование становится все более дорогим и, из-за дефицита средств у банков, малодоступным.

Решения Вектор газа
Скачать Содержание
Закрыть