![Фото: Getty Images Russia](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/61/804962896103615.jpg)
Сегмент малого и среднего бизнеса в наибольшей степени ощутил удар от экономического кризиса 2014–2015 годов. Многие предприятия закрылись или были вынуждены сменить специализацию, конкуренция обострилась из-за перехода в статус частных предпринимателей уволенных по сокращению штатов квалифицированных специалистов крупных структур. Однако, как утверждают в Министерстве экономического развития, ссылаясь на статистику открытия новых бизнесов, антикризисные меры в отношении малого и среднего предпринимательства (МСП) позволили переломить ситуацию.
Увеличиваются, но не растут
Согласно данным, обнародованным недавно Минэкономразвития, в России сейчас наблюдается настоящий бум новых малых и средних предприятий. За девять месяцев — с начала августа 2016 года на начало мая 2017-го — их количество выросло на 10%, превысив 6 млн.
«Рост обусловлен прежде всего успешной реализацией комплекса мер поддержки МСП», — комментирует данные статистики замминистра экономического развития Олег Фомичев. Ключевым элементом для формирования благоприятной предпринимательской среды, по его словам, стало совершенствование нормативно-правового регулирования малого и среднего бизнеса, в том числе в налоговой и контрольно-надзорной сферах.
Способствовала росту числа небольших компаний, по словам Олега Фомичева, также кредитно-гарантийная поддержка и повышение доступа субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием, координируемых Корпорацией МСП. «Объем таких закупок в прошлом году превысил 1,5 трлн руб., а номенклатура закупок достигла 120 тыс. наименований», — отмечает замминистра.
Представители предпринимательского сообщества также отмечают рост числа малых предприятий, однако настроены менее оптимистично. «В целом мы оцениваем ситуацию на рынке МСП как стагнацию, — говорит президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. — Что, впрочем, неплохо относительно спада 2015 года. Сейчас действительно рост количества предприятий МСП хороший. Но есть один нюанс: 96% МСП — это микробизнес, то есть предприятия с оборотом меньше 120 млн руб. в год».
По словам Александра Калинина, в последние два с половиной года в регуляции микробизнеса действительно «произошли революционные изменения: принята правительственная программа развития МСП, резко увеличены пороги годового оборота, дающие возможность работать в специальных налоговых режимах, принят закон, согласно которому первые три года малые предприятия могут работать без плановых проверок, а, в случае если при первой проверке выявлены нарушения, максимальное наказание — предупреждение».
«Но как только микропредприятие вырастает до малого или среднего, то весь административный и налоговый прессинг — по полной программе. Из 6 млн субъектов МСП сегодня меньше 20 тыс. средних предприятий, малых — 200–250 тыс. Получается, что небольшому бизнесу в России расти невыгодно», — сетует представитель бизнес-сообщества.
Хотя расти есть куда — в развитых странах доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП достигает 80%. «Вклад малого и среднего бизнеса в экономические показатели в России существенно ниже, чем в развитых странах», — признает Олег Фомичев. По данным Минэкономразвития, численность работников, занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в России, — около 19 млн человек (25% от работающего населения). Вклад сектора в ВВП составляет 20%.
Главные задачи на современном этапе, по словам Фомичева, набор критической массы предпринимателей, а также снижение рисков для действующих предприятий, создание дополнительных стимулов для их развития. «Малого и среднего бизнеса должно стать больше, и он должен играть более существенную роль в экономике», — заключает он.
Право на вырост
Говоря о факторах, тормозящих рост сегмента малого и среднего бизнеса, эксперты называют целый спектр причин. «Среди главных препятствий развития МСП — отсутствие закона и правового механизма защиты интеллектуальных прав предпринимателей на свои патенты, ноу-хау, торговые марки», — считает доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
Отсутствие доступа субъектов МСП к каналам реализации своей продукции и услуг в федеральных товаропроводящих сетях, по его словам, не дает бизнесу возможности получать выручку и коммерческий опыт от сотрудничества с крупнейшими национальными торговыми каналами и замедляет развитие российских небольших компаний.
![Подарки для самых маленьких](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/09/804962904163098.jpg)
Кроме того, ставки кредитного финансирования остаются высокими даже с учетом их субсидирования. «При этом субъекты МСП вынуждены финансироваться не под залог будущих денежных потоков, как часто реализовано в венчурном финансировании, а под личные поручительства и собственные активы, которыми предприниматели рискуют в случае провала своего проекта», — отмечает эксперт.
О том, что препятствий довольно много, говорит и Олег Фомичев: «Это сложные процедуры государственного регулирования, административное давление, высокий уровень финансовой нагрузки в связи с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, доступность финансовых ресурсов».
Александр Калинин, в свою очередь, отмечает, что сложности малого и среднего бизнеса сильно различаются в зависимости от типа предприятия. «Сектор МСП весьма неоднороден, он разный. Начинающий скажет, что денег нет, более опытный пожалуется на нехватку кадров, среднее предприятие пожалуется на административные проверки. Но главное препятствие, с моей точки зрения, это, конечно, низкое качество управления, недостаточный уровень компетенции как самих предприятий, так и органов системы государственного управления», — полагает он.
Ориентирование на местности
Специфика деятельности предприятий сегмента МСП сильно сказалась и на влиянии на них кризиса, а также на их способности использовать программы господдержки.
Так, в кризис из-за снижения реальных доходов населения и уровня потребительского спроса очевидным образом в первую очередь пострадали малые предприятия сферы торговли и услуг. В выигрыше оказались отрасли, ориентированные на импортозамещение.
«Больше всего кризисные явления отразились на сфере услуг и торговле, причем в первую очередь — на торговле импортной продукцией, — считает председатель правления МСП Банка Дмитрий Голованов. — Среди выигравших — компании, участвующие в реализации политики импортозамещения, наиболее яркий пример — малые и средние предприятия из сферы сельскохозяйственного производства».
В «Опоре России» фиксируют спад примерно на 15% в торговле, на 30% в строительстве. «А в сельском хозяйстве и высокотехнологичных отраслях, ориентированных на госзаказ, объем производства МСП вырос», — отмечает Александр Калинин.
По словам Эмиля Мартиросяна, в период кризиса в наибольшей мере пострадали субъекты МСП, работающие в сфере традиционных услуг и реализующие концепт традиционной бизнес-модели, — парикмахерские, мелкие кафе, магазины продуктов питания и т.д. «С рынка ушли компании, ориентированные прежде всего на краткосрочный положительный денежный поток и высокую монетную маржинальность. В выигрыше же оказались субъекты МСП, полностью ведущие свой бизнес в виртуальной среде интернета, — производители интернет-игр, агрегаторы интернет-услуг, интернет-сервисы развлечений», — поясняет доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Бизнес ищет новые и более стабильные с точки зрения спроса ниши. «Стало меньше ларьков, магазинов шаговой доступности; кафе, ресторанчики выживают в основном либо нишевые, либо сетевые. Поэтому многие переориентируют свою деятельность. Много появилось за это время центров досуга, развивающих центров для детей. Больше стало небольших фитнес-клубов, оздоровительных центров», — делится своими впечатлениями Александр Калинин.
При этом все эксперты признают значительную роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса. За счет программы поддержки МСП, реализуемой Минэкономразвития совместно с регионами, по словам Олега Фомичева, предприниматели имеют возможность получать микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях, воспользоваться информационно-консультационной поддержкой или обратиться за услугами бизнес-инкубаторов. Правда, ежегодно подобную поддержку получают лишь около 200 тыс. предпринимателей.
Госзаказ начал играть значительную роль в жизнеспособности МСП, отмечает Александр Калинин. «Было введено квотирование закупок компаний с госучастием, которое мониторит Корпорация МСП; рынок оценивался в 1,5 трлн руб. в год, и мы видим, что средний бизнес, прежде всего производственный, растет, — поясняет он. — Плюс оборонный заказ, который существенным образом увеличился, там тоже есть рост в сегменте предприятий второго-третьего уровней кооперации — это в основном средний и малый бизнес. Кроме того, когда строятся новые объекты, нужно строить подъездные пути, кормить людей и т.д. — все эти заказы выполняют МСП».
То, что драйверами выступают прежде всего малые и средние компании, которые участвуют в закупочной деятельности и получают господдержку, подтверждают и представители банковского сектора.
«Мы сейчас видим, что в бизнесе растет качественная составляющая, а также объемы производства в тех отраслях, которые получали господдержку на протяжении последних года-полутора», — говорит Дмитрий Голованов. По его словам, число субъектов МСП, зарегистрированных на портале бизнес-навигатора, превышает 30 тыс. и эти компании активно пользуются различными видами государственной поддержки.
Точки роста
Сложности в экономике, как ни странно, во многом подтолкнули развитие сегмента МСП — и именно этим, возможно, объясняется резкий рост числа участников рынка. «В результате кризиса у нас во многих отраслях квалифицированные сотрудники остались без работы, — говорит Александр Калинин. — В банках были масштабные увольнения, в страховых компаниях, на строительном рынке. Это люди с образованием, в расцвете сил, с опытом работы. Поскольку условия для микробизнеса резко улучшились, многие из них решили открыть собственное дело».
![Подарки для самых маленьких](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/46/804962904210460.jpg)
Но самое главное, по словам экспертов, кризис подтолкнул структурные изменения на рынке. Эмиль Мартиросян выделяет три важные тенденции в развитии МСП. Во-первых, растет доля высокотехнологичных IT-стартапов в общем объеме новых предпринимательских проектов этого сегмента, ориентированных в том числе на внешние рынки. Во-вторых, увеличивается количество новых проектов, ориентированных на масштабирование и интернационализацию. «Предприниматели создают свои проекты не только в целях получения краткосрочного положительного денежного потока и операционной прибыли, но и долгосрочного роста стоимости и капитализации компании, которую возможно обеспечить, трансформируя свои бизнес-модели из локальных в глобальные», — отмечает эксперт. Еще одна тенденция — развитие новых организационных форм ведения бизнеса, основанных не на создании собственных внутренних структур управления, а на переходе на тотальный аутсорсинг бизнес-процессов.
В конечном счете эти трансформации делают компании менее зависимыми от локального спроса, от той же господдержки и госзаказа, позволяют существенно экономить на себестоимости продукта и в результате повышают «иммунитет» МСП к конъюнктуре российской экономики.