Инновации , Весь мир ,  
0 

Автопроизводители включили автопилот

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg
Транспортное поведение горожан меняется — люди все чаще отказываются от личных машин. Автопроизводители при этом массово вкладываются в развитие сервисов коллективного пользования автомобилем.

Движущая сила

Беспилотные электрокары, доступные в любой точке города, единая информационная сеть и полный отказ от личных автомобилей — таким, по мнению экспертов, может стать транспорт недалекого будущего. Рынок стремительно трансформируется под влиянием новых технологий, и уже в ближайшее десятилетие схема пользования транспортом заметно изменится.

Однако мобильность по-прежнему останется важной потребностью горожан. Другое дело, что эту потребность можно реализовать и без личного автомобиля, утверждает чешский специалист по городской мобильности Кристиан Кан фон Силен: «Уже сейчас существуют системы совместного пользования типа каршеринга, скоро появятся технологии автономного вождения — все это поможет уменьшить количество транспорта в городах, поддерживая постоянную оборачиваемость меньшего количества машин».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин утверждает, что прямо на наших глазах формируется новая транспортная парадигма века цифровых технологий. «IT-инструменты обеспечивают мобильность без привязки к личному автомобилю. Формируется практика мультимодальных поездок любыми видами транспорта, в рамках которой маршрут склеивается из отдельных сегментов с помощью приложения на смартфоне», — объясняет эксперт.

Общая тенденция в том, говорят специалисты, что мобильные приложения заменяют привычные вещи, а вместо физического объекта потребитель все чаще ищет услугу. «Покупателю нужна не дрель, а отверстия в стене. Новые технологии предлагают клиенту не прибор, а сервис для оперативного заказа отверстий», — образно объясняет региональный директор Русского автомотоклуба (РАМК) Николай Степанов. Точно так же в транспортной инфраструктуре современного города, говорит специалист, все более востребованными будут услуги перевозки, а не личные автомобили: «Совсем скоро минивэны, пикапы и внедорожники окончательно исчезнут с улиц городов. Инфраструктура жилых кварталов не позволит содержать такие машины, примерно так же как жителю современного многоквартирного дома невозможно содержать ездовую лошадь».

Дадут на прокат

В последние несколько лет эти технологии принципиально изменили рынок такси — громоздкие таксопарки быстро вытесняются агрегаторами типа Uber и Gett, в основе работы которых лежат мобильные приложения. Почувствовав тренд, на новые рынки ринулись и сами автопроизводители, предлагая фирменные сервисы каршеринга и особые условия таксопаркам. А самые активные стараются интегрироваться в эти структуры, организуя собственные сервисы либо поставляя свои автомобили уже существующим паркам. Кроме того, на рынок выходят и новые виды сервиса. Например, Cadillac в США уже сейчас начинает предлагать своим клиентам не покупку автомобиля, а подписку на пользование различными моделями.

Уход в корпоративный сегмент позволит производителям сохранить продажи на прежнем уровне, полагает генеральный директор компании «Автоспеццентр KIA Столица» Алексей Потапов, а также позволит познакомить с брендом тех пользователей каршеринга и такси, которые по-прежнему мечтают о покупке личного автомобиля. Кроме того, для автопроизводителя такой бизнес может быть прибыльным и сам по себе, говорит специалист: «Одно дело, когда каршеринговая компания выкупает автомобиль у производителя и затем в течение нескольких лет возвращает инвестиции, и другое — когда производитель по себестоимости или даже в беспроцентный кредит передает машину своей же профильной компании и та с первых дней работы начинает приносить прибыль».

Доступность информационной среды и развитие сервисов корпоративного пользования Михаил Блинкин считает хорошими предпосылками для создания более комфортной городской среды: «Все это может значительно изменить транспортное поведение и снизить уровень автомобилизации больших городов». Эксперт уверен, что следующим шагом должна стать интеграция в такие машины функций автопилота, для того чтобы использованный автомобиль мог самостоятельно возвращаться к месту, где он будет более востребован, отправляться на зарядку или обслуживание либо приезжать по вызову непосредственно к клиенту. Кроме того, беспилотные технологии позволят снизить стоимость перевозки, поскольку не требуют наличия водителя и могут работать 24 часа в сутки.

Электронный шофер

Уже сегодня для массовых автомобилей доступны электронные системы-помощники, которые могут самостоятельно парковать автомобиль, следят за разметкой, транспортом в «мертвых» зонах и могут даже самостоятельно вести машину в потоке — сложив все технологии в единую систему, производители совсем скоро предложат полноценный автопилот. Останется только обучить машины социально приемлемому поведению, проработав миллионы возможных дорожных ситуаций.

«Обычный дорожный трафик не проблема уже сегодня, но сложности возникают, когда появляются пьяные водители, нарушения правил, посторонние объекты и люди с нестандартным поведением. Мы вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям, которые не укладываются в строгую машинную логику. И конечно, важным фактором станет единая информационная среда для всех таких автомобилей», — объясняет директор по новым технологиям Volvo Car Group Мартин Розенквист.

В условиях, когда даже массовый сегмент предлагает высокий уровень комфорта и оснащения, говорит Мартин Розенквист, добавочная стоимость лежит в области электроники, телекоммуникаций и сервиса: «Имея автономный автомобиль, пользователь получает множество свободного времени — вместо вождения автовладелец может в машине работать, творить или развлекаться, то есть машина должна предоставлять пользователю какие-то новые услуги». В будущем автопроизводители будут менять модель бизнеса, получая доходы не от продажи автомобилей, а от тех сервисов и онлайн-услуг, которые сами автомобили будут реализовывать своим владельцам.

При этом цены на сами системы автопилотирования будут сокращаться вместе с развитием картографических сервисов, алгоритмов машинного зрения и мобильных технологий. «Стоимость автопилотов может снижаться с такой же скоростью, как все последние годы снижалась стоимость компьютерных жестких дисков», — прогнозирует генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

В вопросах внедрения электронных транспортных технологий Россия ничуть не отстает от остального мира. Система заказа такси в крупных городах давно работает в онлайне, быстрыми темпами развивается каршеринг. В Москве действуют пять операторов, а парк машин достигает двух тысяч и продолжает расти — чаще всего свободный автомобиль можно найти в любом уголке города. Пока пользователям доступны модели экономкласса, но вскоре появятся и более дорогие варианты. Аналогичные системы работают и в других городах.

Развитием собственных беспилотных технологий занимается ряд организаций. КамАЗ вполне успешно испытывает собственный беспилотник и рассчитывает занять существенную долю мирового рынка, существуют рабочие прототипы автономных автобусов, а вопросами законодательного регулирования занимается специально созданная государственная комиссия. Другое дело, что о скором внедрении беспилотников в массовый сегмент речь пока не идет из-за дороговизны технологии и отсутствия хорошей дорожной инфраструктуры. Скорее всего, первыми технологию опробуют военные и работники предприятий, машины которых работают на закрытых территориях.

Так или иначе, понятие личного автомобиля в транспортной системе ближайшего будущего уходит на второй план. Все идет к тому, что персональный транспорт вскоре перестанет быть личным, а водительские навыки пользователя будут играть все менее значительную роль для обеспечения его мобильности.

Инструменты «Без завода в России Solaris как феномена рынка не было бы»
Скачать Содержание
Закрыть