Спрос на традиционное углеводородное сырье — нефть, газ и уголь — будет стабильно увеличиваться в перспективе двух ближайших десятилетий. Основной рост придется на крупнейшие азиатские экономики — Индию и Китай. Поначалу потребности растущего транспортного сектора их экономик будет оставаться определяющим фактором роста спроса, но затем лидерство среди отраслей у транспорта перехватит нефтехимическая промышленность. Об этом говорят результаты исследований российских и международных экспертов.
Жидкий спрос
До 2040 года спрос на жидкое топливо будет составлять до 80% от общего объема спроса на нефть. Таков прогноз международной консалтинговой компании Facts Global Energy (FGE). Спрос в некоторой степени сдерживается за счет успехов в поиске повышения энергоэффективности транспортных средств, но опыт показывает, что достижение заметного результата здесь потребует времени. Так, к 2040 году глобальный парк легкового автотранспорта, по прогнозам FGE, может увеличиться до 1,8 млрд машин, и из них не более 10% придется на электромобили. Еще около 20% будут иметь гибридные двигатели. Но подавляющее число автомобилей будут по-прежнему использовать традиционное углеводородное топливо. В связи с этим неуклонный рост потребления нефти и нефтепродуктов гарантирован как минимум на 20 лет, считают авторы исследования.
Директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль поручился за то, что тенденция продлится до 2022 года, о чем он заявил в марте, представляя доклад агентства. В течение предстоящих пяти лет, по прогнозам экспертов МЭА, спрос на нефть в среднем продолжит ежегодно увеличиваться на 1,2%. Мировое потребление превысит уровень 100 млн барр. в сутки уже в 2019 году. А в 2022 году мировой спрос на нефть составит около 103,8 млн барр. в сутки по сравнению с 96,6 млн в 2016 году.
Ископаемые источники энергии — нефть, газ и уголь — будут доминировать и в целом — глобальном топливно-энергетическом балансе, несмотря на быстрое увеличение в мире мощностей возобновляемой энергетики. Нефть, газ и уголь обеспечат до 75% всех поставок энергоносителей, прогнозируют авторы Energy Outlook 2035 из компании BP. Мировой спрос на энергоресурсы до 2035 года увеличится примерно на 30%.
До 2035 года Россия останется самым крупным экспортером первичных энергоресурсов в мире и одним из первых производителей нефти. Не снимая с повестки основную задачу — диверсификацию экономики и снижение ее зависимости от доходов от экспорта нефти и газа, необходимо работать над повышением конкурентоспособности нефтегазового сектора, говорит руководитель управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве России Александр Курдин. Отрасли придется ответить на ряд серьезных вызовов: «В средне— и долгосрочной перспективе вырастут риски снижения добычи из-за истощения традиционных регионов. А освоение сложных и труднодоступных месторождений приведет к росту себестоимости нефти».
Научный руководитель программы РАНХиГС Иван Капитонов обращает внимание на то, что «нефтяному сектору России придется в ближайшей перспективе осваивать новые месторождения, которые ранее не были освоены из-за высокой стоимости добычи». Для начала, по его словам, необходимо стабилизировать законодательство, в первую очередь налоговое, на долгосрочную перспективу для однозначности при принятии управленческих решений об освоении новых сложных месторождений. И прежде всего нужен внятный механизм распределения льгот по старым месторождениям, что позволит увеличить срок их эксплуатации.
Нефтехимическая реакция
Начиная с 2014 года страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), стали потреблять больше нефти, чем развитые государства, и этот разрыв в дальнейшем будет увеличиваться. Для ОЭСР и других развитых государств международные эксперты прогнозируют стагнацию или даже падение потребления топлива и энергии в 2030-е годы. Основным источником спроса останутся развивающиеся азиатские государства. По оценкам МЭА, объем спроса на нефть в них возрастет с 23,7 млн барр. в сутки по итогам прошлого года до 28,9 млн в 2021-м. Основной рост придется на Индию и Китай.
Ключевая роль Азии в будущей картине спроса находит свое отражение в росте доли этого региона в мировой торговле нефтью. К 2021 году развивающиеся страны региона будут импортировать 16,8 млн барр. в сутки сырой нефти и нефтепродуктов, что на 2,8 млн больше, чем в 2015 году. Основным импортером останется Китай, который закупает нефть не только для удовлетворения текущих потребностей экономики, но и для пополнения государственных стратегических резервов — к 2020-му они должны вырасти до уровня не менее 500 млн барр.
Крупнейшие производители нефти и нефтепродуктов уже начали переориентацию бизнеса с учетом спроса в Азии. Так, саудовская государственная компания Saudi Aramco и нефтегазовая госкомпания Малайзии Petronas договорились о строительстве нефтехимического комплекса в южном малазийском штате, объем инвестиций составит $7 млрд. «Роснефть» в конце прошлого года заявила о покупке 49% одного из самых современных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Азиатско-Тихоокеанского региона в индийском городе Вадинар. Кроме того, «Роснефть» и индонезийская компания Pertamina объявили о создании совместного предприятия для строительства НПЗ и нефтехимического комплекса Tuban на острове Ява в Индонезии.
Исследование компании PwC о влиянии глобальных трендов на нефтехимическую отрасль до 2030 года показало, что руководители российских компаний отмечают влияние глобального тренда — роста спроса на азиатском рынке. Особо выделяют отечественные нефтяники рынок Китая, с которым они активно сотрудничают в сфере сбыта и подготовки создания новых производственных мощностей. Более того, европейские производители уже не рассматриваются многими российскими руководителями как ключевые конкуренты российских нефтехимических компаний. Основными игроками на рынке становятся производители из стран Юго-Восточной Азии и США.
Основной прирост спроса, в том числе в азиатском регионе, к концу следующего десятилетия будет создавать нефтехимия, а не транспорт, и это станет самым значительным изменением в отрасли, уверены международные эксперты. И по мнению российских участников исследования PwC, до 2030 года наибольший спрос на нефтехимическую продукцию ожидается в автомобилестроении, пищевой промышленности и строительстве.
На государственном уровне этот тренд нашел свое отражение в проекте Энергетической стратегии РФ до 2035 года, который предусматривает, что к 2020 году произойдет увеличение объемов производства этилена на 75–85%, а к 2035 году — в 3,6–5 раз. Более 30% всего легкого углеводородного сырья к 2020 году будет направлено на глубокую переработку. К 2035 году этот показатель превысит 44–50%. Намечается также увеличение мощностей по производству крупнотоннажных пластмасс на 80–90% к 2020 году и в 2,7–3,6 раза к 2035 году.
Однако, готовясь удовлетворять растущий спрос на свою продукцию, российским нефтяникам совместно с государством придется ответить еще на один серьезный вызов — это ограниченность инфраструктуры для международной транспортировки нефти и нефтепродуктов, считает Александр Курдин. Без адекватного ответа на этот вызов в условиях весьма конкурентного рынка задачу увеличения экспорта не решить.