Слово «блокчейн» сейчас звучит так же часто, как «нанотехнологии» десять лет назад: его можно услышать как из уст руководителей многочисленных технологических стартапов, так и от глав крупнейших финансовых учреждений России. Например, на панельной сессии «Блокчейн — рождение новой экономики», проходившей в рамках Петербургского международного экономического форума в июне этого года, зампред Банка России Ольга Скоробогатова назвала переход финансовых институтов на новую технологию неизбежным и сформулировала основную задачу: «Если революция неизбежна, ее надо возглавить». Громкое заявление, похоже, начинает облекаться в конкретные планы — в частности, 29 августа Внешэкономбанк подписал соглашение с Ethereum Foundation (организацией — владельцем широко известной блокчейн-платформы) о долгосрочном партнерстве. РБК+ выяснял, чем так интересен блокчейн в России и может ли технология, стирающая границы, стать толчком для развития территорий страны.
Деньги для регионов
Интерес к технологии блокчейн со стороны финансовых учреждений вполне понятен — как подсчитал испанский банк Santander, благодаря использованию блокчейна банки могут экономить до $20 млрд ежегодно на трансграничных платежах, обеспечении безопасности транзакций и торговле ценными бумагами. Для небольших региональных банков применение блокчейна могло бы снизить риски, связанные с кредитованием, — банки, ставшие участниками единого блокчейн-сервиса, получат возможность обмениваться информацией о недобросовестных клиентах и получать кредитную историю каждого желающего взять заем.
Блокчейн-решения могут служить и инструментом финансирования компаний, которые осваивают выход на ICO. «Одна из экономических выгод — многократно возрастающие возможности в поиске источников финансирования, — говорит Владимир Смеркис, сооснователь и партнер The Token Fund. — Предприятия на свободном рынке могут получать дополнительный капитал посредством ICO, что открывает непосредственный доступ к инвесторам в любой точке земного шара». Так называемое первичное размещение монет — своего рода аналог IPO: вместо акций компании выпускают цифровые жетоны, привлекая суммы в криптовалюте.
Кажущийся экзотическим способ сбора средств первыми освоили компании, сам бизнес которых так или иначе связан с блокчейном. Однако в этом году в России впервые провели ICO продуктовые компании — подмосковная сельхозферма «Колионово» в мае сумела привлечь на ICO более $500 тыс., а промышленный стартап ZrCoin собрал $7 млн под строительство завода по производству диоксида циркония под Магнитогорском. «Стоит отметить, что речь может идти как об отдельных предприятиях, так и о привлечении инвестиций в экономику целого региона, — отмечает Владимир Смеркис. — Так, в конце августа Эстония стала первой страной, заявившей о своих планах по выходу на ICO. Потенциально инвестиции в криптовалюте могут стать альтернативным источником финансирования для региональной экономики».
Блокчейн против бюрократа
«Использование блокчейн-технологий в государственной сфере позволит снизить излишнюю бюрократизацию, оптимизировать государственный документооборот, исключить ненужных посредников, зачастую усложняющих и повышающих стоимость госуслуг», — говорит Василий Трофимчук, сооснователь блокчейн-проекта BitClave. Он уверен, что эта технология способна сделать госуслуги более прозрачными и быстрыми и, что немаловажно, повысить уровень доверия к ним со стороны населения.
Начиная с 2000-х годов ведомства РФ с переменным успехом пытаются объединить региональные базы данных — такие, как реестры объектов недвижимости, базы данных нарушений автовладельцев и т.п. Блокчейн способен наконец сделать эту мечту былью. Одно из первых, не связанных с финансовой сферой направлений, где начинает применяться блокчейн, — реестры данных, отмечает руководитель направления по развитию технологии распределенного реестра ассоциации «ФинТех» Алексей Архипов. «Сейчас для записи данных существуют нотариусы, удостоверяющие центры, сервисы, которые выдают справки. На блокчейне можно сделать распределенную систему, которая заменит все эти учреждения. Она будет удобной, доступной с любого компьютера. При этом вероятность, что кто-то что-то подделает, радикально снизится», — говорит он.
Попытки применять блокчейн для кадастровых нужд предпринимаются сейчас в ряде стран, в том числе и ближнего зарубежья. В феврале Национальное агентство публичного реестра Грузии и поставщик блокчейн-решений Bitfury подписали меморандум, в рамках которого в стране начнет внедряться основанный на новой технологии сервис, регистрирующий права собственности на земельные участки, а также закладные на недвижимость. Сервис позволит заменить нотариальное оформление документов регистрацией актов продажи и покупки участков в системе. А в апреле Земельный реестр Великобритании обнародовал детали инициативы Digital Street, которая должна упростить процедуру регистрации купли-продажи земельных участков и объектов недвижимости.
Помимо сокращения издержек учреждений, занимающихся регистрацией сделок, связанных с объектами недвижимости, блокчейн-система устранит риски, которые угрожают самим гражданам, — прежде всего риск утраты прав собственности в связи с утратой записи или намеренной ее подделкой.
Прозрачность и невозможность подтасовки данных, которую обеспечивает новая технология, позволяет создавать решения даже для общественно-политической сферы. «На блокчейне можно построить систему голосования на выборах муниципальных или федеральных депутатов. Или даже президентские выборы», — считает основатель блокчейн-платформы Waves Александр Иванов.
Молоко и бриллианты
Блокчейн эффективен там, где нужно проверить происхождение какого-либо объекта, отследить цепочки передвижения каких-либо вещей или товаров, отмечают эксперты. «Это электронный способ зафиксировать правду и в дальнейшем на нее ссылаться», — говорит Алексей Архипов. Распределенное хранение данных на компьютерах пользователей блокчейн-сети позволяет мгновенно обнаружить любую попытку подтасовать реальные факты. «Есть сервисы, позволяющие установить происхождение удобрений — не поддельные ли они, откуда привезены», — приводит пример Алексей Архипов.
Еще одним примером использования блокчейна, который удобен как для региональных учреждений, так и для граждан, может служить сервис учета транспортных средств, разработанный эстонской компанией HashCoins. Сервис, который отслеживает «биографию» автомобилей (смену владельцев, страховые случаи, прохождение ТО и т.п.), позволяет объединить региональные базы данных ГИБДД с базами страховщиков. Он может быть доступен из любого региона. При этом сервис, абсолютно защищенный от стирания и правки записей, позволяет гражданам, желающим купить автомобиль, узнать, не числится ли за предыдущими владельцами правонарушений, не был ли «скручен» пробег машины и т.д.
Надежность технологии обеспечивает ее использование и в мировой, и в отечественной практике. Так, лондонская компания Everledger создала на блокчейне реестр для сертификации бриллиантов. Компания регистрирует в системе каждый камень, который проходит через руки ее специалистов, и хранит историю связанных с ними сделок. Каждый из пользователей системы может отследить происхождение камня и удостовериться, что он не фальшивый.
А сотрудники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в июле представили правительству Ленинградской области собственную разработку — блокчейн-систему, способную защитить от подделок молочную продукцию. Каждая упаковка и коробка получат в системе уникальный код, позволяющий отследить весь путь продукта с завода до магазина. Если областное правительство возьмет проект на вооружение, он позволит вытеснить с рынка производителей некачественных молочных продуктов.
Опрошенные РБК+ эксперты убеждены, что в перспективе все записи, которые будут заноситься в государственные блокчейн-реестры, будут использоваться в качестве полноценных юридических документов, а записи, хранящиеся в частных блокчейн-системах, буду рассматриваться в качестве доказательства в судах. «Здравоохранение, оплата налогов, ведение земельного кадастра, операции с недвижимостью, регистрация компаний, системы онлайн-голосования — вот лишь краткий список направлений, в которых правительства многих стран уже активно внедряют блокчейн-технологии», — говорит Василий Трофимчук.
Правда, на внедрение системы, которая существенным образом меняет привычный уклад, потребуется время. «Дело не только в том, что кто-то на местах может сопротивляться ее внедрению, — просто любая новая технология принимается в штыки», — объясняет Алексей Архипов.