Решения , Весь мир ,  
0 

«Сформирован единый институт поддержки экспорта»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О динамике и изменении структуры российской внешней торговли РБК+ рассказал исполнительный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Алексей Тюпанов.

— Как по итогам первого полугодия 2017 года выглядит ситуация с российским экспортом?

— Ситуация текущего года — это логичное продолжение тенденции последних нескольких лет. Растет объем несырьевого экспорта в целом и несырьевого неэнергетического в частности, что принципиально, так как увеличение товарооборота продукции с высокой степенью передела является драйвером для всей экономики страны. Экспорт России в январе—июне 2017 года, по предварительным данным ФТС России, составил $167,6 млрд. Несырьевой неэнергетический экспорт, по расчетам РЭЦ, составил $57,2 млрд, или около 35% от общего. За этот период рост несырьевого неэнергетического экспорта составил 19% (плюс $9 млрд), если сравнивать с первым полугодием 2016-го.

Отрасли, которые продемонстрировали существенный прирост, это металлургия, АПК, и здесь речь идет в первую очередь о пшенице (Россия по-прежнему в мировых лидерах по данному показателю), а также о различных удобрениях. Увеличивается объем поставок пищевой продукции, машиностроения, хорошая динамика и в деревообрабатывающей отрасли.

Также хочу отметить, что развивается экспорт услуг — это важный показатель, так как речь идет о развитии сервисных центров с привлечением российских специалистов.

— Каковы шансы России открыть новые рынки — например, мясной и молочной продукции Китая? Как РЭЦ участвует в продвижении российских товаров на эти рынки?

— Еще когда мы создавали страховое агентство ЭКСАР, входящее теперь в группу РЭЦ, мы ставили перед собой задачу не только усиливать позиции на уже хорошо известных внешних рынках, но и помогать российским предпринимателям выходить на новые. Огромным потенциалом для России обладает рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)  — там очень высокая покупательная способность и серьезный интерес к продукции из России.

Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта в страны АТР за первое полугодие 2017-го по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составил порядка 30%. Ключевой партнер — Китай, но нельзя не отметить позитивную динамику поставок отечественной продукции в Индию, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам, Индонезию.

РЭЦ проводит роуд-шоу российских товаров в этих странах, помогает компаниям найти партнеров, оказывает консалтинговую поддержку.

Из последних интересных примеров, которые способствуют увеличению объемов поставок в страны АТР, выделю запуск нового экспортного железнодорожного маршрута в Китай, реализованного РЭЦ в партнерстве с компаниями ОАО «РЖД», АО «РЖД Логистика», ПАО «Трансконтейнер» и Freight Village RU. Ключевое преимущество нового маршрута — сокращение сроков доставки грузов до 14 дней при существенной экономии расходов. За первые три месяца функционирования маршрута было отправлено 53 контейнера, составы отправляются каждые две недели. Общая стоимость груза, отправленного на экспорт в КНР, составила около $7 млн. Из основных товаров можно выделить следующие: мука, металлоконструкции, бытовая химия, автомобили, пластиковые трубы, стеклоткань.

— Не так давно правительством РФ была утверждена стратегия развития РЭЦ до 2019 года. Каковы ее основные цели?

— Это весьма неординарный случай, когда стратегия акционерного общества утверждается на таком высоком уровне. Для нас это прежде всего высокий уровень ответственности. В 2016 году происходила функционально-организационная интеграция РЭЦ, ЭКСАР и Росэксимбанка. По результатам была создана единая структура для поддержки экспортеров, выстроен интегрированный бизнес-процесс взаимодействия с российскими компаниями, выходящими на международные рынки, а также их иностранными контрагентами. По сути, сформирован единый институт поддержки экспорта, сохранивший текущий корпоративный контур компаний группы РЭЦ.

Новая стратегия развития на перспективу до 2019 года ставит перед объединенной структурой амбициозные задачи: выполнение роли единого института поддержки экспорта через собственный портфель финансовых и нефинансовых инструментов поддержки; координация государственной политики экспорта; выполнение роли агента правительства по отдельным функциям, услугам и субсидиям.

К концу 2017 года на базе РЭЦ должен быть сформирован единый центр координации и поддержки экспорта, с участием которого поддержка будет оказана в объеме не менее $20,3 млрд. При этом важен не только показатель общего объема, но и рост числа самих экспортеров — мы должны помочь не менее чем 6600 предприятиям. К концу 2019 года объем экспорта, поддержанного с участием РЭЦ, составит не менее $34,7 млрд, охват поддержки — не менее 7700 компаний-экспортеров.

— Какие механизмы финансовой поддержки сейчас наиболее востребованы клиентами РЭЦ?

— Финансовый блок группы РЭЦ не конкурирует с другими игроками финансового рынка (например, коммерческими банками), а сотрудничает с ними в части поддержки отечественных компаний, выходящих на внешние рынки. Страховое покрытие ЭКСАР доступно как крупнейшим банкам страны, так и небольшим региональным. Одним из наиболее востребованных продуктов финансового блока по-прежнему остается страхование краткосрочной дебиторской задолженности. Эта услуга предназначена для защиты российских компаний (а также банков, предоставляющих им финансирование) от риска неплатежей по коммерческим и политическим причинам со стороны иностранных покупателей. Покрытие распространяется на регулярные поставки однородных товаров, осуществляемые на условиях отсрочки платежа постоянным покупателям за рубежом. Как правило, период страхования ЭКСАР по этому продукту составляет один год.

В июле стартовала новая специализированная программа, призванная мотивировать банки финансировать экспортные поставки. Мера финансовой поддержки экспортерам реализуется через группу РЭЦ.

В рамках новой программы российские экспортеры и иностранные покупатели смогут получать финансирование по низким ставкам за счет компенсации части процентной ставки коммерческим банкам со стороны государства. Будет компенсирована значительная часть процентных ставок по кредитам, полученным в коммерческих банках российскими экспортерами несырьевых товаров, а также иностранными покупателями (и их банками). В программе участвуют только надежные банки — работающие на рынке не менее пяти лет, имеющие капитал не менее 25 млрд руб., у которых нет просроченных задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также ограничений на осуществление банковской деятельности.

При этом мы считаем, что подход к финансовой поддержке экспортеров со стороны государства должен быть гибким и зависеть от этапа экономического цикла. Когда на банковском рынке доступное финансирование и высокая ликвидность, то более эффективным, учитывая ограниченность ресурсов государства, является инструментарий страховой поддержки. В период экономического спада и дефицита финансирования на коммерческом рынке актуально участие государства в части предоставления заемного финансирования.

Мы продолжаем работу по развитию и адаптации продуктовой линейки для задач российского бизнеса. Серьезное внимание уделяется не только поддержке действующих экспортеров, но и финансированию экспортно ориентированных производств.

Внедряем и лучшие мировые практики господдержки экспорта. В частности, ведется оценка потенциала проектного и акционерного финансирования отечественных экспортеров.

«Сформирован единый институт поддержки экспорта»

Рыночный расклад Золотой полуостров
Скачать Содержание
Закрыть