— Каково, на ваш взгляд, значение Восточного экономического форума для развития экономики Дальнего Востока и России в целом?
— Еще с саммита АТЭС 2012 года мы видим, что внимание к российскому Дальнему Востоку растет. Это не только важный геополитический регион, но и территория высокого экономического потенциала. Мы хоть и глобальная, но все-таки по происхождению корейская компания, поэтому для нас этот форум имеет особое значение. Ожидается приезд нового президента Республики Корея, обсуждение бизнеса, в том числе на Дальнем Востоке. Регион непростой с точки зрения логистики, инфраструктуры, но при наличии господдержки все эти проблемы решаемы.
— Какие вопросы, поднимаемые на форуме, важны непосредственно для вашей компании?
— В первую очередь логистика на Дальнем Востоке. Мы завозим в Россию комплекты для сборки, комплектующие, запчасти из Кореи, Китая, других азиатских стран. Сейчас многие грузы идут морем в Санкт-Петербург. Водный транспорт самый дешевый, но такая доставка занимает очень много времени — получается почти кругосветка. Железная дорога из Приморья в Санкт-Петербург была бы хорошей альтернативой. У нас большой товарооборот, большие производственные планы. Поэтому мы будем участвовать в дискуссиях, касающихся изменений в инфраструктуре, логистике на Дальнем Востоке, интенсификации грузопотока с Востока на Запад. И также обратной логистики: мы поставляем из Санкт-Петербурга, Москвы и Калининграда уже готовую продукцию в Дальневосточный федеральный округ: себестоимость логистического плеча для нас имеет большое значение. Сегодня на Дальнем Востоке превалируют старые автомобили. И этот автопарк продолжает и дальше стремительно стареть: импорт подержанных машин фактически перекрыт. Потребность в качественных автомобилях растет и будет расти в геометрической прогрессии. И мы хотим быть готовыми предложить свою продукцию жителям Дальнего Востока. А это упирается и в стоимость доставки.
— Ваши общие ожидания от форума?
— Форум — это диалог. Это всегда важно, особенно в сегодняшней непростой геополитической ситуации. Диалог в первую очередь со странами АТР. Нам интересно, как пройдет первая встреча президента России и нового главы Южной Кореи. Кстати, это впервые в истории, когда президент Южной Кореи наносит визит в Россию сразу после встречи с американским президентом — обычно этому предшествовали визиты в Китай и Японию. Этим подчеркивается значимость отношений двух стран. Первый контакт всегда важен. Важен непосредственно и для нашей компании. Мы ведь крупнейший корейский инвестор в России — вложили совокупно около $1,5 млрд в российскую экономику, учитывая завод, парк поставщиков. Мы входим в тройку крупнейших инвесторов в России среди автомобильных компаний.
— Автомобили Genesis G80 будут возить гостей. Как, по вашим прогнозам, это скажется на продвижении марки в России?
— У нас уже есть опыт подобного партнерского участия на экономических форумах в Сочи, в этом и прошлом году. Там присутствовали представители регионов, бизнеса. Гости проявили высокий интерес к нашим автомобилям. Мы сумели повысить узнаваемость Genesis, а это сейчас очень важно — бренду всего два года, а на российском рынке он вообще один год. Восточный экономический форум — международный: ожидаются делегации из разных стран, в том числе на высшем уровне. Это очень важное мероприятие. И от партнерства мы ждем, без преувеличения, глобального эффекта — повышения узнаваемости не только в России. В этот раз мы предоставляем для гостей 150 машин — в полтора раза больше, чем на сочинских форумах.
— Ваши ожидания развития Дальнего Востока с точки зрения потенциала его автомобильного рынка?
— Импорт подержанных автомобилей из Японии, который в последние годы и так шел на спад, полностью остановлен требованием наличия в машине подключения к системе ГЛОНАСС. Специфика дальневосточного рынка в том, что 70% автомобилей — внедорожники: большие расстояния, суровый климат. В прошлом году в линейке Hyundai доля российских продаж внедорожников была всего 25%. Сейчас с началом продаж внедорожника Hyundai Creta мы ожидаем, что на Дальнем Востоке эта доля станет 70%, что должно сказаться на нашей позиции в регионе. И поспособствует постепенному вытеснению старых машин. Недавно мы запустили только для ДВО специальную утилизационную программу: скидка на новый автомобиль от 50 тыс. до 120 тыс. руб. по предъявлении сертификата об утилизации. И если федеральная программа утилизации в целом по России исчерпала себя, то в ДВО потенциал далеко еще не выбран.
— Есть ли планы строительства завода на Дальнем Востоке?
— У нас есть завод полного цикла в Санкт-Петербурге, производящий наши бестселлеры — Hyundai Solaris и Hyundai Creta. В 2012 году рынок новых машин в России составлял 3 млн автомобилей, был одним из крупнейших в Европе. А сейчас продажи упали до 1,2 млн. Если три года назад ожидали, что к 2020 году рынок вырастет до 4 млн единиц, то сейчас прогноз дает всего 2 млн. Поэтому на данный момент мы изучаем возможности расширения производственных мощностей в России, в том числе в ДВО. Однако говорить о конкретных планах сейчас преждевременно.
— Вы рассчитываете на серьезный рост своей доли на рынке?
— Мы считаем текущий уровень в 10% оптимальным. Меньше не опустимся, но и повышать не стремимся.
— Изменилось ли в России отношение к машинам представительского класса?
— Сегодняшний тренд потребления — рациональность. И полноприводные седаны Genesis — выбор рациональных людей. Наш клиент — человек, который уже многое попробовал, на многих автомобилях поездил и теперь подходит к выбору не эмоционально, а рационально. В Genesis за те же деньги он сможет получить вдвое больше опций. Наше принципиальное отличие: постоянный полный привод на моделях во всех комплектациях. Это очень серьезный козырь перед конкурентами.
Genesis появился в ноябре 2015 года, когда было принято решение о выделении отдельного бренда, под которым будут продаваться автомобили премиум-класса. В Россию бренд официально пришел 22 сентября 2016 года. Сейчас мы продаем в России седаны, в 2019–2020 годах появятся премиальные внедорожники и спортивные купе. К 2020 году мы планируем создать в России сеть из 45 отдельных дилерских центров Genesis.
Если же говорить о восприятии нового бренда как самостоятельного, отдельного от марки Hyundai, то на это нужно время. Некоторые из японских брендов потратили на выстраивание себя как отдельного бренда более двадцати лет. Нам на то же самое потребуется лет пять — у нас все есть, чтобы нас воспринимали как премиум-бренд. И дизайн, и технологии.
Догнать большую немецкую тройку по объемам продаж на данном этапе очень сложно. Наша задача — быть четвертыми во всех сегментах. Что нам уже де-факто удается в сегменте седанов.
— Ваш автомобиль как самый доступный в премиум-сегменте может быть интересен для госзаказа. Вы рассматриваете этот рынок?
— Безусловно, мы рассматриваем данный рынок как приоритетный в разрезе корпоративных продаж. Производство автомобилей Genesis локализовано в России, более того, мы производим для госструктур специальные комплектации данных моделей, которые позволяют уложиться в текущие законодательные рамки с точки зрения уровня стоимости и мощности двигателя. Четырехлетняя гарантия без ограничения по пробегу, недорогие запчасти, самые низкие в премиум-сегменте тарифы по страхованию — все это позволяет бренду Genesis оставаться самым привлекательным вариантом для госзаказа.