Здравоохранение подключает пациентов
Материалы выпуска
Доверие 2.0 Инструменты Кто пойдет несырьевым путем Рынок Налог не с тонны, а с дохода Решения «В химпроме строят стратегии на 50 лет» Компетенция Нефтяники идут на Север Инновации «Геологоразведка — это ресурс прорывного роста экономики России» Решения Ядерные темпы Инновации Удобрения подкормят экспорт Решения Энергия под прессом Рынок «Во многих сегментах видна перспектива роста на годы вперед» Рынок Здравоохранение подключает пациентов Инновации «Регион может реализовывать инвестпроекты любой сложности» Инновации Защитный рефлекс Инструменты Лизинг идет в здравоохранение Решения Ферма переходит на «цифру» Инновации Четыре драйвера авторынка Рынок «Будущее уже здесь» Инновации Капитал в лицах Рынок Шестилетка для малого бизнеса Решения Умная ипотека Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Здравоохранение подключает пациентов

Цифровизация медицины, согласно планам нового правительства, входит в один из 13 нацпроектов, рассчитанных на ближайшие шесть лет. Что ждет отрасль?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Объем мирового рынка цифровой медицины, по оценке Global Market Insights, сейчас составляет $51,3 млрд. К 2024 году, по прогнозу, он вырастет более чем в два раза — до $116 млрд. Отставание России в сегменте цифровой медицины по сравнению со странами Европы и США довольно велико. По мнению экспертов McKinsey, электронная медицинская карта полноценно ведется только в 10% субъектов РФ, автоматизация процессов на данный момент практически не затронула многие города России. Врачи и медсестры продолжают тратить около 30–40% рабочего времени на бумажную работу. Согласно оценке экспертов, пользоваться компьютерами в России умеют менее половины медперсонала.

Вплотную цифровизацией отрасли в стране занимаются лишь несколько лет. С 2016 года информатизация сферы реализуется через приоритетный проект «Электронное здравоохранение» в рамках программы «Цифровая экономика». По расчетам Минздрава, тотальная информатизация здравоохранения произойдет уже в 2019 году. Большую часть бумажной работы медиков предполагается перевести в электронную форму. Основной упор делается на автоматизацию процессов медобслуживания, помощи пациенту и упрощение его взаимодействия с врачами, поликлиниками, администраторами — это дистанционная запись на прием, получение лабораторных анализов и вызов врача на дом онлайн.

Предусмотрено также развитие концепции «Подключенный пациент», которая предполагает мониторинг состояния здоровья людей с помощью различных медицинских гаджетов. Благодаря принятию закона о телемедицине дистанционные (через Skype или по телефону) консультации в режиме «врач — пациент» с января этого года можно проводить на законных основаниях. Телемедицина повышает не только доступность качественной медпомощи, но и уровень профессионализма медиков — в 82 субъектах РФ действуют региональные системы телемедицинских консультаций в режиме «врач — врач», к которым подключены более 5,7 тыс. медорганизаций.

Цифровой долгострой

Флагманом цифровизации медицины в России должна стать информационная платформа федерального масштаба — Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она включает в себя регистр медработников, реестр медорганизаций, электронную регистратуру, электронную документацию, мониторинг, контроль в сфере закупок лекарств и многое другое.

По данным Минкомсвязи, в 83 регионах РФ внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медкарты 46 млн пациентов, есть возможность для электронной записи к врачу, доступ к прочим услугам. В целом на создание и сопровождение региональных информационных систем в 2017 году было потрачено 5 млрд руб. Чтобы завершить проект в 2018 году, потребуется еще 20 млрд руб. Общий объем финансирования ЕГИСЗ с учетом средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования достиг 40 млрд руб.

Однако из-за отсутствия единого источника финансирования и внедрения информационной системы региональными властями по большей части за свой счет все эти годы информатизация шла неравномерно, а ЕГИСЗ много лет была отраслевым долгостроем. В некоторых регионах информационные сервисы все еще работают выборочно, но главная проблема в том, что российские клиники до сих пор не связаны в единую сеть в масштабах страны и не имеют возможности обмениваться данными. В апреле этого года Счетная палата РФ заявила о срыве дедлайна полномасштабного запуска ЕГИСЗ с подключением больниц и поликлиник к интернету. Напомним, что в соответствии с поручением президента процесс должен быть завершен до конца 2018 года.

Несмотря на единые требования к ЕГИСЗ, по словам гендиректора «Телемед Хелп» Владимира Гераскина, в каждом регионе свои ИТ-системы. Кроме того, здравоохранению в короткие сроки предстоит преодолевать цифровое неравенство. «Неравномерный доступ к цифровой инфраструктуре на территории огромной страны — это сейчас большая проблема. Не везде есть интернет, сами пациенты не готовы пока использовать ИТ-технологии, население разве что только в крупных городах знает, что большинство госуслуг можно получать удаленно», — говорит эксперт. По словам Владимира Гераскина, на данный момент о цифровом здравоохранении можно говорить только в мегаполисах.

Передовик медицинской цифровизации — Москва, где все поликлиники столицы объединены в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая работает в столице с 2012 года. Если в 2011 году записаться к врачу в Москве можно было только через регистратуру в поликлинике, то сейчас больше 60% москвичей записываются на прием через интернет, мобильные приложения, по телефону. На портале можно получить направление на обследование, оформить больничный лист и медкарту, получить результаты анализов, вызвать врача на дом, получить электронный рецепт — 90% рецептов в Москве выписываются в электронном виде. К внедрению уже своих электронных систем по образцу ЕМИАС стремятся другие города и регионы, конечная цель — создать единую систему в масштабах страны.

Переход здравоохранения в «цифру» можно будет считать полным только при равном доступе к единой информационной системе медучреждений независимо от их формы собственности, говорит гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук. По его словам, у пациентов, где бы они ни обслуживались — в государственном или частном секторе, должна быть единая электронная медкарта.

Правила взаимодействия государственных информационных систем здравоохранения со сторонними сервисами и платформами хранения медицинских данных были приняты в апреле этого года.

Бережливые поликлиники

Один из главных плюсов медицинских ИТ-технологий — экономия за счет сокращения контактов пациентов с врачами, а также оптимизация организационных процессов, повышение эффективности управленческих решений. Переход медиков на «цифру» стандартизирует медуслуги, система их оказания становится прозрачнее.

Благодаря «цифре» руководители поликлиник и чиновники здравоохранения видят практически в онлайн-режиме загрузку учреждения, занятость и длительность приемов отдельных врачей, доступность записи на прием, время ожидания пациентов у кабинетов, количество жалоб, финансовые показатели.

Большой массив данных позволяет регулятору видеть всю картину целиком, выявлять слабые места — так, к примеру, москвичи в 2015 году получили возможность узнать в личном кабинете информацию об оказанных им медуслугах. Выяснилось, что более чем 40 тыс. граждан они были оказаны фиктивно — в электронных личных кабинетах пациентов ЕМИАС стали обнаруживаться многочисленные приписки о якобы оказанных услугах.

Эффективным был признан проект Минздрава «Бережливая поликлиника», запущенный в пилотном режиме в 2016 году. Как охарактеризовали проект в министерстве, «поменялось все», и прежде всего исчезли очереди. Использование ИТ-решений позволило автоматически распределять вызовы между врачами и бригадами с учетом местонахождения сотрудников, информацию о следующих вызовах врачи стали получать в режиме онлайн прямо в смартфоне или планшете, результаты осмотра и диагноз фиксируются там же. Сейчас проект уже действует в 40 регионах и будет распространен на всю страну.

«Экономический эффект от «медицинской бережливости», экономию так называемых человеко-часов еще предстоит детально оценить, но уже сейчас очевидно, что проект позволяет экономить как минимум время врача и пациента и оптимизировать организационные процессы», — отмечает руководитель Центра медицинских информационных систем и технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Ветлужский. Проект должен стать драйвером цифровизации, считает он.