Инновации , Весь мир ,  
0 

Здравоохранение подключает пациентов

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Цифровизация медицины, согласно планам нового правительства, входит в один из 13 нацпроектов, рассчитанных на ближайшие шесть лет. Что ждет отрасль?

Объем мирового рынка цифровой медицины, по оценке Global Market Insights, сейчас составляет $51,3 млрд. К 2024 году, по прогнозу, он вырастет более чем в два раза — до $116 млрд. Отставание России в сегменте цифровой медицины по сравнению со странами Европы и США довольно велико. По мнению экспертов McKinsey, электронная медицинская карта полноценно ведется только в 10% субъектов РФ, автоматизация процессов на данный момент практически не затронула многие города России. Врачи и медсестры продолжают тратить около 30–40% рабочего времени на бумажную работу. Согласно оценке экспертов, пользоваться компьютерами в России умеют менее половины медперсонала.

Вплотную цифровизацией отрасли в стране занимаются лишь несколько лет. С 2016 года информатизация сферы реализуется через приоритетный проект «Электронное здравоохранение» в рамках программы «Цифровая экономика». По расчетам Минздрава, тотальная информатизация здравоохранения произойдет уже в 2019 году. Большую часть бумажной работы медиков предполагается перевести в электронную форму. Основной упор делается на автоматизацию процессов медобслуживания, помощи пациенту и упрощение его взаимодействия с врачами, поликлиниками, администраторами — это дистанционная запись на прием, получение лабораторных анализов и вызов врача на дом онлайн.

Предусмотрено также развитие концепции «Подключенный пациент», которая предполагает мониторинг состояния здоровья людей с помощью различных медицинских гаджетов. Благодаря принятию закона о телемедицине дистанционные (через Skype или по телефону) консультации в режиме «врач — пациент» с января этого года можно проводить на законных основаниях. Телемедицина повышает не только доступность качественной медпомощи, но и уровень профессионализма медиков — в 82 субъектах РФ действуют региональные системы телемедицинских консультаций в режиме «врач — врач», к которым подключены более 5,7 тыс. медорганизаций.

Цифровой долгострой

Флагманом цифровизации медицины в России должна стать информационная платформа федерального масштаба — Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она включает в себя регистр медработников, реестр медорганизаций, электронную регистратуру, электронную документацию, мониторинг, контроль в сфере закупок лекарств и многое другое.

По данным Минкомсвязи, в 83 регионах РФ внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медкарты 46 млн пациентов, есть возможность для электронной записи к врачу, доступ к прочим услугам. В целом на создание и сопровождение региональных информационных систем в 2017 году было потрачено 5 млрд руб. Чтобы завершить проект в 2018 году, потребуется еще 20 млрд руб. Общий объем финансирования ЕГИСЗ с учетом средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования достиг 40 млрд руб.

Однако из-за отсутствия единого источника финансирования и внедрения информационной системы региональными властями по большей части за свой счет все эти годы информатизация шла неравномерно, а ЕГИСЗ много лет была отраслевым долгостроем. В некоторых регионах информационные сервисы все еще работают выборочно, но главная проблема в том, что российские клиники до сих пор не связаны в единую сеть в масштабах страны и не имеют возможности обмениваться данными. В апреле этого года Счетная палата РФ заявила о срыве дедлайна полномасштабного запуска ЕГИСЗ с подключением больниц и поликлиник к интернету. Напомним, что в соответствии с поручением президента процесс должен быть завершен до конца 2018 года.

Несмотря на единые требования к ЕГИСЗ, по словам гендиректора «Телемед Хелп» Владимира Гераскина, в каждом регионе свои ИТ-системы. Кроме того, здравоохранению в короткие сроки предстоит преодолевать цифровое неравенство. «Неравномерный доступ к цифровой инфраструктуре на территории огромной страны — это сейчас большая проблема. Не везде есть интернет, сами пациенты не готовы пока использовать ИТ-технологии, население разве что только в крупных городах знает, что большинство госуслуг можно получать удаленно», — говорит эксперт. По словам Владимира Гераскина, на данный момент о цифровом здравоохранении можно говорить только в мегаполисах.

Передовик медицинской цифровизации — Москва, где все поликлиники столицы объединены в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая работает в столице с 2012 года. Если в 2011 году записаться к врачу в Москве можно было только через регистратуру в поликлинике, то сейчас больше 60% москвичей записываются на прием через интернет, мобильные приложения, по телефону. На портале можно получить направление на обследование, оформить больничный лист и медкарту, получить результаты анализов, вызвать врача на дом, получить электронный рецепт — 90% рецептов в Москве выписываются в электронном виде. К внедрению уже своих электронных систем по образцу ЕМИАС стремятся другие города и регионы, конечная цель — создать единую систему в масштабах страны.

Переход здравоохранения в «цифру» можно будет считать полным только при равном доступе к единой информационной системе медучреждений независимо от их формы собственности, говорит гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук. По его словам, у пациентов, где бы они ни обслуживались — в государственном или частном секторе, должна быть единая электронная медкарта.

Правила взаимодействия государственных информационных систем здравоохранения со сторонними сервисами и платформами хранения медицинских данных были приняты в апреле этого года.

Бережливые поликлиники

Один из главных плюсов медицинских ИТ-технологий — экономия за счет сокращения контактов пациентов с врачами, а также оптимизация организационных процессов, повышение эффективности управленческих решений. Переход медиков на «цифру» стандартизирует медуслуги, система их оказания становится прозрачнее.

Благодаря «цифре» руководители поликлиник и чиновники здравоохранения видят практически в онлайн-режиме загрузку учреждения, занятость и длительность приемов отдельных врачей, доступность записи на прием, время ожидания пациентов у кабинетов, количество жалоб, финансовые показатели.

Большой массив данных позволяет регулятору видеть всю картину целиком, выявлять слабые места — так, к примеру, москвичи в 2015 году получили возможность узнать в личном кабинете информацию об оказанных им медуслугах. Выяснилось, что более чем 40 тыс. граждан они были оказаны фиктивно — в электронных личных кабинетах пациентов ЕМИАС стали обнаруживаться многочисленные приписки о якобы оказанных услугах.

Эффективным был признан проект Минздрава «Бережливая поликлиника», запущенный в пилотном режиме в 2016 году. Как охарактеризовали проект в министерстве, «поменялось все», и прежде всего исчезли очереди. Использование ИТ-решений позволило автоматически распределять вызовы между врачами и бригадами с учетом местонахождения сотрудников, информацию о следующих вызовах врачи стали получать в режиме онлайн прямо в смартфоне или планшете, результаты осмотра и диагноз фиксируются там же. Сейчас проект уже действует в 40 регионах и будет распространен на всю страну.

«Экономический эффект от «медицинской бережливости», экономию так называемых человеко-часов еще предстоит детально оценить, но уже сейчас очевидно, что проект позволяет экономить как минимум время врача и пациента и оптимизировать организационные процессы», — отмечает руководитель Центра медицинских информационных систем и технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Ветлужский. Проект должен стать драйвером цифровизации, считает он.

Инновации «Регион может реализовывать инвестпроекты любой сложности»
Скачать Содержание
Закрыть