— Из проектов, которые будут представлены на ВЭФ, вы бы какой выделили?
— Наверное, самый интересный проект, который мы представим на ВЭФ, — малотоннажный завод СПГ, первый частный проект такого рода. Это актуально для нас и, уверен, будет интересно другим регионам Дальнего Востока, потому что не везде выгодно прокладывать газопроводы. Завод дает возможность автономно обеспечить газом, например, отдаленный поселок. К тому же такой завод может служить основой для газовой заправочной станции. Переход на газомоторное топливо — одна из важных целей. Сейчас у нас разрабатываются проекты перевода на газ котельных, дизель-генераторов, в том числе на Курильских островах.
Из других проектов — мощнейший завод по рыбопереработке на Шикотане. Основные строительные работы там закончены, идет монтаж оборудования. Это новые рабочие места — около 250 — и, безусловно, новые виды продукции: сардина иваси, скумбрия и сайра.
— Каковы перспективы строительства моста на Сахалин?
— Наш регион не имеет устойчивого железнодорожного сообщения. Из-за этого практически все товары у нас дороже на 30%. На Сахалин завозится грузов примерно на 90 млрд руб., треть от этого, 30 млрд. руб., — наценка за наш островной статус. То есть мост важен с точки зрения повышения качества жизни людей.
Кроме того, после строительства моста страна получает стратегически важные незамерзающие порты, имеющие выход в Азиатско-Тихоокеанский регион. Например, можно создать новый порт в Ильинском, где могут отгружаться удобрения, лес, уголь.
Наконец, строительство моста — это первый шаг к трансконтинентальному проекту выхода на Японию, на Хоккайдо. Напомню, этот японский остров соединен с остальной территорией страны железной дорогой. Таким образом мы получим возможность возить грузы по железной дороге в Японию. Конечно, строительство ветки непосредственно в Японию — это международный вопрос, который надо прорабатывать. Но это выгодно и нам, и японской стороне, потому что срок доставки будет втрое быстрее, чем по морю. Это еще и развитие Хабаровского края, дополнительные рабочие места. И вообще, дорога — это жизнь.
— На Сахалине многие считают, что вместо моста можно построить более полезные объекты, например социальной сферы.
— Нужно думать о будущем, о перспективах. Мост необходим для развития всех отраслей экономики. Взять, например, сельское хозяйство Сахалина. Даже корма мы не можем получать вовремя и по конкурентной цене. А когда динамично развивается экономика, то есть возможности модернизировать социальную сферу, строить школы, больницы, спортивные объекты. И, кстати, эта работа уже активно ведется.
— Существует ли официальная оценка стоимости моста?
— Опубликованные в прессе расчеты вряд ли корректны. Точную цифру и я вам не назову, речь идет примерно о 580 млрд руб. Основные расходы — на строительство подходов по Хабаровскому краю. Если учесть, что в инвестпрограмме РЖД заложен 2024 год как срок окончания строительства, получается, что расходы составят 70–80 млрд руб. в год.
— Но предстоит еще и перевести колею на Сахалине на российский стандарт?
— Работа эта ведется уже давно. Думаю, за три года мы закончим.
— Учитывается ли риск природных катаклизмов, характерных для Сахалина?
— Все объекты, которые мы строим на Сахалине, получаются дороже по цене, иногда вдвое, еще и потому, что необходимо учесть сейсмические риски, снеговую нагрузку, обеспечить сооружениям повышенную живучесть. Конечно, и при строительстве моста придется закладываться на эти факторы.
В случае если тайфун или иное стихийное бедствие наносит серьезный ущерб инфраструктуре, задействуется Резервный фонд правительства на Дальнем Востоке. И в Японии тайфуны тоже неминуемо повторяются ежегодно. Стену от них не выстроишь. Зато стихия заставляет нас применять самые передовые технологии. Например, самоизолированные провода. Суровая природа заставляет нас мыслить быстрее и быть более восприимчивыми к новинкам технического прогресса.