Мировое судостроение переживает не лучшие времена. В 2017 году число верфей снизилось с 440 до 360, говорится в отчете Clarksons Research. Причина — снижение числа заказов. Ожидается, что по итогам 2018 года введенный в строй тоннаж судов сократится на 20% относительно показателей 2017-го, сообщает исследовательская компания. Мировые тенденции не обходят и Россию. В 2017 году тоннаж построенных гражданских судов сократился на 17%, по данным агентства «INFOLine-Аналитика». Российские судостроители сдали 75 судов тоннажем выше 50 т и 110 — меньшего тоннажа. При этом Россия занимает второе место в мире после США по объему военного судостроения, ее доля в мировом объеме — 12%. Государственная программа развития судостроения ставит задачу довести долю России по гражданским судам на мировом рынке до 3–5%. Задача решаема, если сосредоточиться на строительстве высокотехнологичных наукоемких судов с четкой специализацией, например для добычи углеводородов, пишет в «Российской газете» президент РНТО судостроителей Владимир Александров.
В роли флагмана, который должен повести за собой российское судостроение, выступает судостроительный комплекс «Звезда» (Приморье, г. Большой Камень). Якорным заказчиком на предприятии стала «Роснефть». Компания обсуждает строительство на верфи 53 судов, рассказывал в июне вице-президент по энергетике, локализации и инновациям «Роснефти» Андрей Шишкин. По его словам, исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи при загрузке на уровне 80%, производственная программа «Звезды» до 2035 года насчитывает 178 единиц судов и объектов морской техники различных типов. Портфель заказов «Звезды» «активно формируется», рассказал журналистам зампред правительства РФ Юрий Борисов. Уже распланировано 26 заказов, до конца года должно быть заключено 60 контрактов на строительство судов разных типов и классов, уточнил чиновник.
Суда в портфеле
Старт первому проекту на «Звезде» дал в сентябре 2017 года президент РФ Владимир Путин. Многофункциональное судно ледового класса должно быть спущено на воду в следующем году. «Работники судоверфи уже производят стыковку шести секций судна, устанавливают оборудование, — рассказал РБК+ генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко. «Закладная днищевая секция уже установлена на стапельно-опорном устройстве», — сказал генеральный директор судоверфи. Будут построены четыре подобных судна, добавил Сергей Целуйко. По его словам, «корабли спроектированы для широкой географии плавания, они смогут доставлять грузы на морские буровые платформы, проходить через льды, буксировать суда и морские объекты, а также участвовать в спасательных операциях».
Помимо четырех судов для прохождения ледяных полей уже подтверждены заказы на строительство десяти танкеров класса «афрамакс», «детали для первого из них уже вырезаются», сообщил РБК+ представитель «Звезды». Суда создаются в сотрудничестве с мировым лидером в области судостроения Hyundai Heavy Industries, сдача первого из них в эксплуатацию ожидается в 2021 году, добавил он. В числе других заказов — десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. т, а также один арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. т, сообщили в компании. «Новый судостроительный комплекс в дальнейшем сможет произвести широкую линейку средних и крупнотоннажных судов и фактически станет ядром дальневосточного судостроительного кластера. В перспективе он может взять на себя основную долю постройки рыбопромыслового флота Дальнего Востока», — говорил в начале августа на пленарном заседании Международного Дальневосточного морского салона во Владивостоке Юрий Борисов.
Блоки в доке
Для реализации портфеля заказов на «Звезде» ускоренными темпами возводятся уникальное гидротехническое сооружение — сухой док, открытый тяжелый достроечный стапель уже построен, рассказали РБК+ в пресс-службе «Звезды». «Стапель представляет собой сложное инженерное сооружение общей площадью 12 га (это примерно как Красная площадь в Москве), на которой размещены четыре башенных крана с маховой стрелой грузоподъемностью 100 т, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 т, а также уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т», — рассказал представитель пресс-службы судоверфи. Уникальная техника позволяет одновременно строить несколько судов из крупных блоков, в том числе суда и офшорные объекты длиной до 300 м и шириной до 75 м, добавили в пресс-службе. На существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 т.
При помощи транспортно-передаточного плавучего дока грузоподъемностью 40 тыс. т (он доставлен на судоверфь в конце июля) «мы сможем безопасно спускать на воду суда с дедвейтом до 350 тыс. т», заявил Сергей Целуйко.
Также на верфи «Звезда» будет построен сухой док — самое крупное гидротехническое сооружение России. В нем будут строиться буровые платформы, супертанкеры, газовозы, суда снабжения и другие виды морской техники, в том числе для работы в Арктике. Крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа ранее не производилась в России и закупалась за границей.
Опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМом, показал: граждане России считают, что развитие российского судостроения является актуальным для нашей страны (79% респондентов). При этом большинство наших сограждан (88%) поддерживают предложение обязать российские компании заказывать строительство судов исключительно на российских верфях. Основным ожидаемым эффектом от принятия такого решения является развитие российской экономики (87%), свидетельствуют данные опроса ВЦИОМа.
Судостроительный комплекс «Звезда» положит начало новой отрасли отечественной промышленности — тяжелому судостроению. Технология крупносекционной сборки дает возможность одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и морской техники массой до 40 тыс. т. Производство сложных морских буровых установок и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли, позволит провести модернизацию оборудования на многих предприятиях Дальнего Востока и других регионов страны. «Установленное на «Звезде» уникальное оборудование позволит нам создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники, необходимой для работы на шельфе. Формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР», — сказал Андрей Шишкин.
Кадры для верфи
Развитие судоверфи, помимо прочего, сопряжено с социальным развитием региона: подобные крупные предприятия должны создавать на Дальнем Востоке высокооплачиваемые рабочие места, подчеркивал Игорь Сечин еще в 2015 году, на старте строительства. Зарплата на «Звезде» выше средней, если сравнивать с другими предприятиями региона, заявили РБК+ представители предприятия. Кроме того, на верфи действует программа обучения персонала, которая реализуется совместно с Дальневосточным судостроительным колледжем.
Сейчас на верфи работают 1500 сотрудников, 89% из которых — жители Дальнего Востока. К моменту завершения строительства судоверфи потребность в персонале составит 7,5 тыс. человек. Как и многие промпредприятия Дальнего Востока, верфь сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров, признает Сергей Целуйко, людей приходится искать по всей России. Чтобы мотивировать работников на переезд, судоверфь строит для них жилье. «Всего планируется построить около 5 тыс. квартир, что полностью удовлетворит спрос приезжих работников на жилье», — резюмирует Сергей Целуйко. Два дома уже сданы.