Инструменты , Весь мир ,  
0 

Развитие идет по проводам

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Реализация масштабных транспортных и промышленных проектов на Дальнем Востоке требует наращивания энергетической инфраструктуры.

За последние пять лет доля стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешней торговле с Россией увеличилась с 23 до 31%, в экспорте — с 17 до 24%, свидетельствуют данные Росстата. «Останавливаться на достигнутом мы не собираемся», — отметил президент Владимир Путин в статье для азиатских СМИ накануне ХХV саммита АТЭС. Близость Дальнего Востока к рынкам АТР — важное конкурентное преимущество макрорегиона. Экспортному потенциалу Дальнего Востока будет посвящен ряд панелей и заседаний на Восточном экономическом форуме, говорится в материалах оператора ВЭФ — фонда «Росконгресс».

В прошлом году на ВЭФ назывались причины, которые замедляют развитие экспортного потенциала. О загруженности восточного логистического коридора, железнодорожных подходов к портам говорил, например, Григорий Березкин, председатель совета директоров группы компаний ЕСН. Он же указывал на высокие логистические затраты. Для дальнейшего роста экспорта нужно усиление транспортной инфраструктуры. Ее эффективная работа, в свою очередь, требует устойчивого энергоснабжения.

Рельсы, провода

ФСК ЕЭС — оператор Единой национальной электрической сети России — с 2009 года инвестировала в проекты на Дальнем Востоке свыше 155 млрд руб. В 2018–2020 годах, как сообщалось после встречи глав Минвостокразвития и ФСК, планируется вложить еще не менее 37,5 млрд руб. Если будет утвержден проект корректировки инвестпрограммы, то сумма увеличится на 10–15 млрд руб., сообщили РБК+ в компании.

В центре внимания оказываются железные дороги, именно по рельсам на Дальний Восток поступает основная часть грузов для дальнейшего экспорта. Еще в 2014 году РЖД и ФСК ЕЭС договорились о согласованном развитии инфраструктуры. Строительство объектов для внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба — крупнейший из проектов инвестпрограммы ФСК ЕЭС, его полная стоимость составляет 105 млрд руб., рассказал РБК+ представитель компании. ФСК ЕЭС введет в работу свыше 4,2 тыс. км ЛЭП и около 4 тыс. мегавольт-ампер (МВА) трансформаторной мощности, в том числе непосредственно на Дальнем Востоке — 1,2 тыс. км и 830 МВА, говорится в материалах компании.

Вместе с тем появились более масштабные задачи: в Послании Федеральному собранию, а затем и в новом майском указе глава государства обозначил, что пропускная способность БАМа и Транссиба должна быть увеличена до 180 млн т. Это может потребовать реализации дополнительных проектов сверх утвержденного ранее плана для транспортного коридора «Запад — Восток» после 2020 года.

Однако создание электросетевой инфраструктуры не только обеспечивает возможность развития БАМа и Транссиба, но и повышает надежность электроснабжения районов их прохождения. В том числе это касается портовых зон — конечных точек отправки значительного объема грузов.

Точка выхода

По данным Ассоциации морских портов, грузооборот портов Дальнего Востока составил в 2017 году четверть от общероссийского показателя — 192 млн т. По прогнозам Института экономики транспорта, к 2025 году он может вырасти до 300 млн т. Более 75% грузооборота Дальневосточная железная дорога выполняет во взаимодействии с портами Восточный, Владивосток и Ванино, которые входят в десятку крупнейших в России, говорил на сетевом совещании начальник магистрали Николай Маклыгин.

В 2018 году ФСК ЕЭС завершит строительство ЛЭП 220 кВ Комсомольская — Селихино — Ванино протяженностью около 390 км, следует из материалов компании. Мощность подстанции Ванино уже увеличена вдвое. Ранее в порту Ванино компания «Дальтрансуголь» расширила мощности своего угольного терминала, построены железнодорожный путь от станции Токи до угольного терминала, автомобильная дорога. Свой порт в Ванино развивает СУЭК, новый терминал для экспорта коксующегося угля из Якутии строит группа «Колмар». «Объем экспорта растет каждый год, и основная часть угольного концентрата будет поставляться в страны АТР», — говорила на ВЭФ-2017 Анна Цивилева, председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics. Благодаря модернизации порта в 2017 году в бюджет Хабаровского края поступили дополнительные доходы в размере 730 млн руб., в 2018-м допдоходы составят 811 млн руб., следует из материалов правительства Хабаровского края.

Порт Владивосток, получивший статус свободного порта, показывает лучшую в макрорегионе динамику; в 2017 году его грузооборот вырос на 18%, следует из отчетности правительства Приморского края. Развитие порта мог тормозить энергодефицит в Приморье, но он был ликвидирован после ввода в 2012 году в эксплуатацию энергокольца 500 кВ. В его состав входят Приморская ГРЭС, а также подстанции 500 кВ «Владивосток», «Дальневосточная», «Лозовая», «Чугуевка» ФСК ЕЭС и более 1 тыс. км ЛЭП, которые объединяют все звенья в одну систему.

Еще один крупный проект морского кластера — строительство судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. Для обеспечения его работы (первая очередь уже введена в эксплуатацию) была построена подстанция 220 кВ «Звезда», которая обеспечивает электроснабжение судостроительного комплекса. Теперь этот энергообъект включен в программу цифровизации ФСК ЕЭС — здесь будет реализована технология дистанционного управления, что позволит повысить надежность и эффективность его работы, рассказал РБК+ представитель компании.

Сила трубы

Ввод Приморского энергокольца 500 кВ и подстанции «Лозовая» также обеспечил надежное электроснабжение нефтеналивного порта Козьмино (порт Восточный, грузооборот в 2017 году — 69,2 млн т), рассказывает представитель ФСК. Это финальная точка трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

С 2007 года ФСК ЕЭС ввела для его внешнего электроснабжения около 630 МВА трансформаторной мощности и более 540 км ЛЭП, что создало условия для перекачки по трубопроводной системе до 30 млн т нефти. «Транснефть» планирует увеличить объем транспортировки нефти по ВСТО до 80 млн т в год, следует из отчетности компании. ФСК ЕЭС продолжит развитие инфраструктуры для внешнего электроснабжения трубопровода, сообщили РБК+ в компании. Будут введены в работу более 350 км ЛЭП и 300 МВА трансформаторной мощности, пояснил представитель компании.

Заканчивается строительство газопровода «Сила Сибири». «Газпром» должен завершить укладку труб до конца 2018 года, в 2019-м начнутся поставки газа в Китай, говорил на днях глава компании Алексей Миллер. «Нет никаких сомнений, что 20 декабря 2019 года газ будет подан на российско-китайскую границу», — добавил он. Газ также будет поступать на газоперерабатывающий завод, который «Газпром» построит в Амурской области. ФСК ЕЭС обеспечит внешнее электроснабжение газотранспортной системы — для этого планируются сооружение трех переключательных пунктов и реконструкция ряда подстанций. Амурский ГПЗ будет снабжать электричеством и теплом электростанция «Сила Сибири». ФСК ЕЭС построит заходы от действующих ЛЭП для передачи дополнительной мощности из энергосистемы Востока в объеме порядка 200 МВт.

Чтобы поддержать промышленный рост на Дальнем Востоке правительство может продлить действие субсидированного тарифа на электроэнергию до 2028 года, такое поручение в августе дал президент РФ. А новая транспортная инфраструктура Дальнего Востока, как говорилось на недавнем заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерово, потребует и соответствующего развития электроэнергетического хозяйства.

Скачать Содержание
Закрыть