Развитие идет по проводам
Материалы выпуска
ТОР берет разгон Компетенция Битва за китайский рынок Решения «Усиление роли кластерного подхода заметно во всех секторах экономики» Инновации Не соей единой Инструменты «Инвестиционная политика продолжается» Рынок Корейский шанс Решения Приближающийся Восток Решения Рыба плывет на Север Решения «Необходимо на порядок повысить качество жизни на Дальнем Востоке» Инструменты Док в гражданском Инновации Социально ответственное освоение Инструменты «После строительства моста страна получает стратегически важные порты» Решения Сценарии для Колымы Компетенция Развитие идет по проводам Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Развитие идет по проводам

Реализация масштабных транспортных и промышленных проектов на Дальнем Востоке требует наращивания энергетической инфраструктуры.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

За последние пять лет доля стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешней торговле с Россией увеличилась с 23 до 31%, в экспорте — с 17 до 24%, свидетельствуют данные Росстата. «Останавливаться на достигнутом мы не собираемся», — отметил президент Владимир Путин в статье для азиатских СМИ накануне ХХV саммита АТЭС. Близость Дальнего Востока к рынкам АТР — важное конкурентное преимущество макрорегиона. Экспортному потенциалу Дальнего Востока будет посвящен ряд панелей и заседаний на Восточном экономическом форуме, говорится в материалах оператора ВЭФ — фонда «Росконгресс».

В прошлом году на ВЭФ назывались причины, которые замедляют развитие экспортного потенциала. О загруженности восточного логистического коридора, железнодорожных подходов к портам говорил, например, Григорий Березкин, председатель совета директоров группы компаний ЕСН. Он же указывал на высокие логистические затраты. Для дальнейшего роста экспорта нужно усиление транспортной инфраструктуры. Ее эффективная работа, в свою очередь, требует устойчивого энергоснабжения.

Рельсы, провода

ФСК ЕЭС — оператор Единой национальной электрической сети России — с 2009 года инвестировала в проекты на Дальнем Востоке свыше 155 млрд руб. В 2018–2020 годах, как сообщалось после встречи глав Минвостокразвития и ФСК, планируется вложить еще не менее 37,5 млрд руб. Если будет утвержден проект корректировки инвестпрограммы, то сумма увеличится на 10–15 млрд руб., сообщили РБК+ в компании.

В центре внимания оказываются железные дороги, именно по рельсам на Дальний Восток поступает основная часть грузов для дальнейшего экспорта. Еще в 2014 году РЖД и ФСК ЕЭС договорились о согласованном развитии инфраструктуры. Строительство объектов для внешнего электроснабжения БАМа и Транссиба — крупнейший из проектов инвестпрограммы ФСК ЕЭС, его полная стоимость составляет 105 млрд руб., рассказал РБК+ представитель компании. ФСК ЕЭС введет в работу свыше 4,2 тыс. км ЛЭП и около 4 тыс. мегавольт-ампер (МВА) трансформаторной мощности, в том числе непосредственно на Дальнем Востоке — 1,2 тыс. км и 830 МВА, говорится в материалах компании.

Вместе с тем появились более масштабные задачи: в Послании Федеральному собранию, а затем и в новом майском указе глава государства обозначил, что пропускная способность БАМа и Транссиба должна быть увеличена до 180 млн т. Это может потребовать реализации дополнительных проектов сверх утвержденного ранее плана для транспортного коридора «Запад — Восток» после 2020 года.

Однако создание электросетевой инфраструктуры не только обеспечивает возможность развития БАМа и Транссиба, но и повышает надежность электроснабжения районов их прохождения. В том числе это касается портовых зон — конечных точек отправки значительного объема грузов.

Точка выхода

По данным Ассоциации морских портов, грузооборот портов Дальнего Востока составил в 2017 году четверть от общероссийского показателя — 192 млн т. По прогнозам Института экономики транспорта, к 2025 году он может вырасти до 300 млн т. Более 75% грузооборота Дальневосточная железная дорога выполняет во взаимодействии с портами Восточный, Владивосток и Ванино, которые входят в десятку крупнейших в России, говорил на сетевом совещании начальник магистрали Николай Маклыгин.

В 2018 году ФСК ЕЭС завершит строительство ЛЭП 220 кВ Комсомольская — Селихино — Ванино протяженностью около 390 км, следует из материалов компании. Мощность подстанции Ванино уже увеличена вдвое. Ранее в порту Ванино компания «Дальтрансуголь» расширила мощности своего угольного терминала, построены железнодорожный путь от станции Токи до угольного терминала, автомобильная дорога. Свой порт в Ванино развивает СУЭК, новый терминал для экспорта коксующегося угля из Якутии строит группа «Колмар». «Объем экспорта растет каждый год, и основная часть угольного концентрата будет поставляться в страны АТР», — говорила на ВЭФ-2017 Анна Цивилева, председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics. Благодаря модернизации порта в 2017 году в бюджет Хабаровского края поступили дополнительные доходы в размере 730 млн руб., в 2018-м допдоходы составят 811 млн руб., следует из материалов правительства Хабаровского края.

Порт Владивосток, получивший статус свободного порта, показывает лучшую в макрорегионе динамику; в 2017 году его грузооборот вырос на 18%, следует из отчетности правительства Приморского края. Развитие порта мог тормозить энергодефицит в Приморье, но он был ликвидирован после ввода в 2012 году в эксплуатацию энергокольца 500 кВ. В его состав входят Приморская ГРЭС, а также подстанции 500 кВ «Владивосток», «Дальневосточная», «Лозовая», «Чугуевка» ФСК ЕЭС и более 1 тыс. км ЛЭП, которые объединяют все звенья в одну систему.

Еще один крупный проект морского кластера — строительство судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. Для обеспечения его работы (первая очередь уже введена в эксплуатацию) была построена подстанция 220 кВ «Звезда», которая обеспечивает электроснабжение судостроительного комплекса. Теперь этот энергообъект включен в программу цифровизации ФСК ЕЭС — здесь будет реализована технология дистанционного управления, что позволит повысить надежность и эффективность его работы, рассказал РБК+ представитель компании.

Сила трубы

Ввод Приморского энергокольца 500 кВ и подстанции «Лозовая» также обеспечил надежное электроснабжение нефтеналивного порта Козьмино (порт Восточный, грузооборот в 2017 году — 69,2 млн т), рассказывает представитель ФСК. Это финальная точка трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

С 2007 года ФСК ЕЭС ввела для его внешнего электроснабжения около 630 МВА трансформаторной мощности и более 540 км ЛЭП, что создало условия для перекачки по трубопроводной системе до 30 млн т нефти. «Транснефть» планирует увеличить объем транспортировки нефти по ВСТО до 80 млн т в год, следует из отчетности компании. ФСК ЕЭС продолжит развитие инфраструктуры для внешнего электроснабжения трубопровода, сообщили РБК+ в компании. Будут введены в работу более 350 км ЛЭП и 300 МВА трансформаторной мощности, пояснил представитель компании.

Заканчивается строительство газопровода «Сила Сибири». «Газпром» должен завершить укладку труб до конца 2018 года, в 2019-м начнутся поставки газа в Китай, говорил на днях глава компании Алексей Миллер. «Нет никаких сомнений, что 20 декабря 2019 года газ будет подан на российско-китайскую границу», — добавил он. Газ также будет поступать на газоперерабатывающий завод, который «Газпром» построит в Амурской области. ФСК ЕЭС обеспечит внешнее электроснабжение газотранспортной системы — для этого планируются сооружение трех переключательных пунктов и реконструкция ряда подстанций. Амурский ГПЗ будет снабжать электричеством и теплом электростанция «Сила Сибири». ФСК ЕЭС построит заходы от действующих ЛЭП для передачи дополнительной мощности из энергосистемы Востока в объеме порядка 200 МВт.

Чтобы поддержать промышленный рост на Дальнем Востоке правительство может продлить действие субсидированного тарифа на электроэнергию до 2028 года, такое поручение в августе дал президент РФ. А новая транспортная инфраструктура Дальнего Востока, как говорилось на недавнем заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерово, потребует и соответствующего развития электроэнергетического хозяйства.