— Изменятся ли в связи с кризисом подходы заказчиков к разработке программных продуктов?
— В марте этого года бизнес почти замер, резко сократились все ИТ-бюджеты, хотя всего за месяц до того, в феврале, невозможно было такое представить. Впрочем, почти за 20 лет работы мы уже сталкивались с кризисами — и в 2008-м, и в 2014-м, и на нашей памяти потребности в ИТ никогда не снижались. И сейчас уже в апреле началось своего рода оттаивание, мы видим возврат к активностям — и спрос на разработку программного обеспечения (ПО) также начал расти. Аутсорсинг привлекается для тотального перехода в онлайн.
— Какие отрасли в первую очередь запускают разработку сервисов?
— Когда мы создавали компанию 20 лет назад, мы с партнерами работали над первыми продуктами для банков, GPS-приложениями. Сейчас у нас в работе около ста проектов в разных сферах. Основной упор в последние три месяца идет на дополнительную продажу в уже созданных приложениях — всевозможные системы рекомендаций, системы лояльности, инструменты допродаж и перекрестных продаж, стимулирующие потребителя покупать больше.
Компании, продолжавшие работать, научились быстро обновлять приложения, внедрять новую функциональность, сокращая время вывода продуктов на рынок (time-to-market). Собственно, сокращение времени вывода — одна из наших услуг, которая сейчас достаточно востребована. Растет спрос на техподдержку решений и обеспечение работоспособности интернет-сервисов в режиме 24/7 силами внешнего исполнителя.
Крупный фудтех все больше уходит в онлайн и в мобильные приложения, увеличивая скорость релизов. Также активно переходит в онлайн и крупный ретейл. Если раньше для таких игроков интернет был второй площадкой по сравнению с офлайн-магазинами, то сейчас стал основной. Этот тренд явно надолго — люди привыкают к дистанционированию и онлайн-покупкам.
Кроме того, увеличился спрос на приложения телемедицины и в целом удаленного консультирования. Возобновляются запросы со стороны кредитных организаций — идет адаптация процессов для запуска онлайн-кредитования. Ряд наших заказчиков ранее запускали мобильные приложения для фитнеса и теперь заказывают дополнительную функциональность к ним. При этом спрос на создание таких приложений с нуля практически исчез.
— На что сегодня заказчик обращает внимание при выборе подрядчика?
— Традиционно при выборе аутсорсера смотрят на портфолио, команду, местоположение. Но сегодня в первую очередь важна скорость — выигрывает тот, кто может быстро ответить на вопросы, дать оценку, предоставить команду, выйти на запуск и вникнуть в проект, если он уже идет. Выбирают того подрядчика, кто сможет доказать, что он действительно способен на высокую скорость во всем.
Скорость — часть нашей корпоративной культуры, сильное конкурентное преимущество, которое сложно скопировать в отличие, скажем, от портфолио.
— Как можно подтвердить эту компетенцию?
— У нас есть отдельная команда предпродажной работы — внутри мы называем ее «Пресейл 3.0». Это группа высококвалифицированных суперэкспертов, которые очень давно работают в компании, знают все наши проекты изнутри и все наши услуги, обладают прекрасными коммуникационными способностями. Это позволяет им правильно рассказывать о компании, приводить примеры и слышать заказчика.
Предположим, фитнес-тренер хочет запустить мобильное приложение «Тренировки на дому» — и мы тут же выдаем концепт с картинками, говорим, как сделать правильно, чтобы исключить трату ресурсов на пробы и ошибки. Такие концепты мы делаем бесплатно, и это реальное доказательство нашей экспертизы.
— Насколько ускорился сейчас цикл пресейла?
— На следующий день после первого контакта с потенциальным клиентом мы выдаем ему концепт решения. Со стороны заказчиков скорость принятия решения зависит от размера бизнеса. Небольшие компании могут решать все очень быстро — срок перехода от идеи к запуску составляет от недели. В случае крупного бизнеса есть определенные бюрократические процедуры, которые крайне сложно ускорить, и здесь месяц — это быстро.
— Удаленный формат работы для вас обычен или пришлось перестраиваться?
— Наши разработчики по желанию могли и раньше работать из любой точки. Поэтому, приняв в начале марта решение о полном переходе на удаленку, мы сделали это буквально за неделю. Сотрудники могли забрать домой технику, если это требовалось. Были настроены все необходимые службы и корпоративные сервисы.
Конечно, были некоторые сложности. Наш бизнес строится на командной работе, а для команды нужны коммуникации. На удаленке общаться становится сложнее с точки зрения коллаборации команды. Чтобы решить эту проблему, мы разработали ряд внутренних правил, обеспечивающих более качественное и плотное общение. Например, здороваться в мессенджерах или чатах и прощаться, чтобы обозначить завершение рабочего дня. Переспросить или повторить мысль за собеседником, чтобы убедиться, что все правильно понял. Чаще сообщать свой статус — чтобы было понятно, что конкретно ты делаешь. Ведь когда мы работаем удаленно, мы не видим друг друга и не понимаем, кто и чем сейчас занят.
Мы ввели большое количество онлайн-мероприятий и даже организовали детский сад, чтобы сотрудники могли работать, пока с их детьми в Zoom играют наши HR-сотрудники.
Мы адаптировались быстро, но не у всех наших клиентов это прошло гладко. В частности, переход на электронный документооборот идет медленно и непросто.
— Как организована ваша работа — сколько в компании программистов? Планируете ли расширяться?
— Сейчас в компании более 700 разработчиков. По мере роста отрасли мы часто упираемся в дефицит специалистов, и в целом это показатель здорового бизнеса. В этом году мы также продолжаем расти. В марте-апреле мы несколько снижали скорость найма, но уже в мае возобновили его. Думаю, дальше будем только увеличивать.
Количество проектов, которые идут одновременно, напрямую зависит от количества не только разработчиков, но и управленческого персонала — проджект-менеджеров, специалистов по качеству, аккаунт-менеджеров. Мы также их ищем, нанимаем, обучаем, вводим в проекты, поэтому здесь сложностей нет.
Географически мы распределенная компания. Наши офисы находятся в Ульяновске, Самаре, Казани, Саранске. Планируем открывать офис в Краснодаре.
— Какие новые услуги и продукты вы запускаете в этом году?
— Мы уже выпустили SaaS-платформу для оценки проектов, коробочное мобильное приложение для страховой компании, приложение ShopChat для быстрого заказа товаров через чат.
В разработке находится еще несколько продуктов. Один из них — это панель, или «дашборд», здоровья проекта: система с элементами машинного обучения, которая предсказывает возможные проблемы в проекте. Сейчас упаковываем это решение, чтобы выводить на рынок. Параллельно вводим консалтинговую услугу по проектированию архитектуры программных продуктов. Сейчас прорабатываем процесс выведения до конца 2020 года этого направления в полноценный R&D-центр.
— Каких изменений можно ждать на рынке?
— Ретейл и фудтех еще больше будут вкладывать в развитие онлайн-сервисов. Финтех усилит онлайн-кредитование, чтобы в любом интернет-магазине можно было купить любой продукт в кредит. Будут запускаться сервисы приема и обработки заявок, скоринговые системы, а также рекомендательные системы — чтобы покупателю при выборе товара был предложен сопутствующий для увеличения среднего чека.