Инструменты ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Кредитные карты: как сэкономить и заработать

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
На российском рынке кредитных карт широко распространены продукты с длинным льготным периодом, которые позволяют потребителям зарабатывать на том, что банк их кредитует.

Российский рынок кредитных карт растет довольно неплохими темпами. Темпы роста сопоставимы с увеличением потребительского кредитования в целом. По данным Boston Consultig Group, в 2017–2019 годах рынок кредиток в России показывал взрывной рост, около 20% в год, в ковидном 2020-м наступило затишье (плюс 2%), но уже в 2021-м стремительный рост возобновился (плюс 10% за первое полугодие). Положительная динамика последних лет связана как с активностью банков по развитию и продвижению данного продукта, так и с повышением финансовой грамотности потребителей, говорит управляющий директор и партнер, глава экспертной практики Boston Consultig Group по цифровым технологиям в России и СНГ Макс Хаузер. Текущий рост, по его словам, также стимулируется за счет того, что клиенты банков начинают получать вторую или третью карту, чтобы увеличить свой кешбэк по нескольким схемам обслуживания.

Портфель кредитных карт в рублях последовательно увеличивается — темпы достигают 7–8% в год, что соответствует темпам роста зарплаты, оценивает ситуацию проектный лидер аналитического агентства Frank RG Анна Стогниенко.

Наиболее популярны у российского потребителя две категории кредитных карточных продуктов, отмечает Макс Хаузер.

Первая — кредитные карты с длинным периодом льготного погашения. Основное преимущество таких карт — грейс-период от 100 дней и более, при этом отсутствует (или минимален) кешбэк, и стоимость годового обслуживания выше, чем по другим картам. Для клиента данный продукт — механизм удобного кредитования. Второй тип — кредитные карты с высоким кешбэком, но обычно с относительно коротким грейс-периодом (40–60 дней) и сниженным или бесплатным (при выполнении определенных условий) годовым обслуживанием. Такие карты для клиента — альтернатива дебетовым картам, то есть они используются для «заработка» на повседневных покупках. «Мы видим, что предложения, которые находятся где-то посередине между этими двумя концепциями, не находят отклика у клиента, поскольку проигрывают каждой из данных категорий в отдельности», — добавляет эксперт.

Теория заработка 

Основных способов заработать на кредитной карте по большому счету два — привычный всем возврат части расходов на покупки (кешбэк) и разумное использование грейс-периода, в течение которого не начисляются проценты по кредиту.

Если ориентироваться на данные исследований Frank RG, видно, что максимальный льготный период по кредитным картам российских банков сейчас составляет 120 дней. Такие продукты предлагают, например, банки «Открытие», «Хоум Кредит», ОТП Банк, Росбанк. Недавно кредитную карту со 120-дневным грейс-периодом вывел на рынок Сбербанк. По совокупности условий, включая стоимость обслуживания, уровень процентной ставки, размер кешбэка, возможность снятия наличных и т.д. агентство Frank RG признало ее лучшим предложением на рынке в массовом сегменте.

Карты с длинным льготным периодом интересны прежде всего тем, что позволяют зарабатывать на эффективном управлении личными финансами. Предположим, у человека есть кредитная «СберКарта» с лимитом 300 тыс. руб., поясняет механизм такого заработка директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка Игорь Ковалев, ее обслуживание — бесплатное. Если клиент получает ежемесячно зарплату в 100 тыс. руб., сразу кладет всю сумму на вклад под ставку 5% годовых, а потом совершает свои ежедневные расходы с кредитной карты, то к концу третьего месяца он «выбирает» кредитный лимит и в четвертом месяце начинает возвращать на карту потраченные в первый месяц 100 тыс. руб. Действуя таким образом, к концу года он накопит 13 750 руб. в виде процентов на вкладе, а также получит с разных покупок бонусы, которые добавят еще порядка 6 тыс. руб. за год. Итого в конце года человек получит суммарный дополнительный доход в размере 19 750 руб. «Вполне ощутимая сумма», — добавляет банкир.

Возможностями заработать или сэкономить на использовании кредитных карт пользуются в основном клиенты с относительно высоким, от 150 тыс. руб. в месяц, доходом или с высоким уровнем финансовой грамотности, говорит Анна Стогниенко. Основной заработок — за счет бесплатного использования кредитных средств на покупки, по которым начисляется кешбэк, при этом на собственные средства, которые находятся на депозите или сберегательном счете, начисляются проценты. Тогда как для клиентов массового доходного сегмента, по словам Анны Стогниенко, кредитная карта — это, скорее, доступ к заемным средствам при отсутствии собственных, а не инструмент регулирования ликвидности или средство оплаты крупных непредвиденных трат.

Принципы выбора

Разные категории клиентов в зависимости от дохода и возраста обращают внимание на разные параметры кредитной карты, рассказывает Наталия Ракова. Для 70% всех групп респондентов в рамках проведенного КПМГ исследования наиболее важным параметром является процентная ставка, поясняет она. Однако потребители обращают внимание и на другие критерии. К примеру, респонденты с высоким доходом обращают внимание на льготный период. А для людей с меньшим достатком такой элемент программ лояльности не играет большой роли — из-за небольших объемов транзакций они не получают от них значительной выгоды. Однако для них важной является возможность снятия наличных без комиссии и стоимость обслуживания карты.

Банки в борьбе за клиента регулярно улучшают условия по ключевым параметрам карт: грейс-периоду, кешбэку, годовому обслуживанию, балансируя прочими параметрами для обеспечения прибыльности продукта. Поэтому при выборе карты следует также обращать внимание на такие параметры как стоимость снятия наличных, условия бесплатности карты и прочее, отмечает Макс Хаузер.

С точки зрения основных параметров кредитных карт, прежде всего — длительности грейс-периода, предложения российских банков выгодно отличаются от соответствующих продуктов на Западе, говорят собеседники РБК+. Главное отличие между кредитными карточными продуктами российских и западных банков — это наличие более длительного льготного периода, рассказывает Анна Стогниенко. Если по иностранным кредитным картам этот срок не более месяца, а уплата задолженности за более долгий срок оформляется специальной и платной услугой рассрочки, то в России стандартный продукт — от 50 и свыше 100 дней. Программы лояльности по кредитным картам западных банков доступны только премиальным клиентам по картам высоких категорий, в России — практически для всех.

В России по кредитным картам клиенты могут получить кешбэк в размере 3,5% и даже выше, на Западе таких цифр не бывает, говорит Макс Хаузер: «В лучшем случае можно получить баллы, которые можно использовать при определенных условиях. Денежный кешбэк в вашем кармане — это уникальное явление, присущее только российскому рынку». Однако, по словам эксперта, есть и обратная сторона медали — российские банки платят комиссии за транзакции, которые являются основным источником финансирования этих щедрых программ кешбэка для их клиентов.

Компетенция «Чемпионатное движение способствует развитию наставничества»
Скачать Содержание
Закрыть