— Насколько программы переподготовки кадров востребованы в России, с какими трендами на рынке труда это связано и какие усилия в этой сфере прилагает государство?
— Востребованность программ переподготовки растет по трем причинам. Первая: ситуация на рынке труда всегда была динамичной, но сейчас из-за пандемии целые сферы снижают занятость, а в других отраслях занятость растет. Это заставляет людей задуматься о переподготовке и новой занятости. Второй момент: государство поставило задачу уменьшить число безработных, выросшее в пандемию. И третье: хотя концепция непрерывного образования не сильно распространена, однако все равно растет количество людей, понимающих, что переподготовка — это часть современной жизни для взрослого человека.
Государство на рынке труда играет решающую роль. Появление в марте 2021 года федерального проекта «Содействие занятости» в рамках нацпроекта «Демография» — это поворот от специализированных программ, ранее ориентированных на отдельные целевые группы людей (например, возрастные), к единому системному проекту.
— Агентство Ворлдскиллс Россия выступает одним из операторов федерального проекта «Содействие занятости». В чем его особенности?
— Проект собрал в себя разные целевые категории, которые раньше фигурировали в отдельных программах. Например, категория 50+. Такие люди находятся в зоне риска на рынке труда, а работодатели крайне редко предлагают им пройти обучение. Другая целевая группа — женщины с детьми, еще одна — ищущие работу и безработные.
Впервые в обучающих программах федерального проекта фигурируют два целевых показателя. Как правило, стандартным показателем выступало число обученных граждан. Теперь также учитывается, сколько людей приобрели занятость после обучения. В 2021 году этот показатель установлен на уровне не менее 75%. То есть три четверти обученных граждан должны приобрести или сохранить занятость. Речь о разных трудовых сценариях. Это может быть трудоустройство безработного или сохранение места работы, которое человек рисковал потерять в силу недостаточной квалификации, а также самозанятость или индивидуальное предпринимательство.
Ворлдскиллс Россия — один из трех федеральных операторов. Но у нас есть опыт работы в проектах Роструда, так что мы плавно перешли из предыдущих программ в новую. За три года у нас сформировались свои собственные направления деятельности. Мы активно работаем по программам профессионального обучения — по рабочим и прикладным профессиям, и примерно половина наших программ ориентирована именно на них. Другая наша особенность — наличие разветвленной сети центров обучения, они есть почти в любом населенном пункте. Мы давно работаем с регионами и понимаем специфику их экономики и рынка труда.
По федеральному проекту за год мы должны обучить не менее 56 тыс. человек. Соответственно, не менее 42 тыс. человек по итогам проекта должны приобрести или сохранить занятость.
— Каковы сейчас самые популярные профессии у переобучающихся? Настолько востребованы рабочие специальности?
— Есть понятный дисбаланс между тем, что выбирают граждане, и специальностями, востребованными работодателями. Максимальное количество заявок от граждан у нас поступает в трех областях — сфера услуг (парикмахеры, продавцы, фитнес-тренеры, сиделки, косметологи), сфера творчества и дизайна, а также информационные технологии. Как правило, все профессии, выбираемые людьми, подразумевают в том числе и самозанятость.
Но рынку труда нужны работники в совсем других сферах — таких как строительство, транспорт и логистика, а также производственные и инженерные технологии. Топовые профессии по спросу рынка — сварщики, электромонтажники, автомеханики и водители транспортных средств. На эти направления люди тоже приходят учиться, но чаще в том случае, если предлагается обучение с гарантированным трудоустройством. Скажем, на обучение «водителя грузовика» никто не кликнет программу обучения на сайте, но если указать конкретную зарплату и место работы, то сразу другая реакция. Те же сварщики в регионах в большинстве случаев получают свыше 100 тыс. руб.
— Какой средний возраст переобучающихся?
— В пределах 40 лет, но зависит от категории. Среди «женщин с детьми» лидируют дамы 35–37 лет, а в категории «ищущие работу и безработные» средний возраст составляет 32 года. Тогда как мы ожидали, что безработные будут старше.
— За какой срок можно переобучить специалиста и от чего это зависит?
— Минимальный срок, требуемый для повышения квалификации, — от двух недель. Чтобы освоить новую профессию, нужно от одного месяца до трех. За два-три месяца, скажем, сварщик будет готов к основной работе. Кстати, к нам часто приходят люди, владеющие одним видом сварки, которые хотят научиться другому виду.
Часто бывает, что люди переходят в своей сфере в другую профессию. Классический пример — станочники. Человек работает оператором универсального станка и потом осваивает станок с ЧПУ. Это другая работа, на порядок выше квалификация и зарплата. Таких случаев много при обновлении производств. Например, в Казани для авиазавода специалистов сразу обучали работе на станках с ЧПУ. Другой пример — электромонтажник. У современного специалиста есть модуль, в котором требуется знание программирования. Еще один распространенный случай — женщина в отпуске по уходу за ребенком осваивает профессию косметолога.
— В ваших программах может принять участие любой учебный центр или существует некий конкурс?
— У нас есть открытая процедура — квалификационный отбор. Его может пройти любая образовательная организация, которая имеет лицензию. Мы предъявляем всего два, но ключевых требования. У организации должно быть оборудование и оснащение, позволяющее вести обучение современным профессиональным навыкам, так как мы обучаем практике на рабочих местах. Должны также быть квалифицированные преподаватели, которые сами владеют техникой работы, имеют профессиональные навыки. В 2021 году число наших центров выросло примерно в полтора раза, достигнув 1,5 тыс. При этом почти половина заведений находится не в региональных центрах, где традиционно сконцентрировано образование, а в населенных пунктах вокруг них, зачастую весьма отдаленных. Это и есть наша цель — чтобы человек, выйдя из дома, мог получить подготовку по нашим программам Ворлдскиллс в шаговой доступности.
— Скольких граждан, прошедших программы, удалось трудоустроить в рамках федерального проекта?
— Сейчас у нас 82% прошедших обучение подтвердили, что трудоустроены или самозаняты. Мы рассчитываем, что этот высокий показатель (требование проекта — не менее 75%) вырастет еще, потому что у многих выпускников период между обучением и трудоустройством занимает какое-то время, требует «люфта формальностей». Будем смотреть на итоги года, но тренд хороший.
— Насколько работодатели довольны качеством образования?
— Мы стараемся работать под конкретные заявки работодателей. В федеральном проекте предусмотрена возможность обучения по трехсторонних договорам, с участием работодателей. Работодатель ставит подпись, если доверяет программам и понимает, что получит классного специалиста. В противном случае возникали бы рекламации, а мы отношениями с работодателями дорожим. Работодатели сами обещают включить сотрудника в корпоративную культуру и продвинуть в коллективе — лишь бы были профессиональные навыки. Важно, что мы работаем по регламентам, у нас серьезные требования к безопасности и культуре труда. Наши выпускники не будут разбрасывать инструменты по цеху или работать без защитного снаряжения.
— Часть выпускников ваших программ становятся самозанятыми. Каковы их перспективы на рынке труда?
— Из числа завершивших обучение примерно треть — самозанятые. Они уже зарегистрировались в этом качестве и приступили к работе. Правда, пока у нас нет данных об их доходах. Но в целом мы уже во все программы включили модуль самозанятости: рассказываем и показываем, как организовать свою деятельность, чтобы зарабатывать в таком формате.
Кстати, наши самозанятые выпускники работают не только в сфере услуг. Есть самозанятые сварщики, сантехники и даже системные администраторы. Оказалось, что небольшим компаниям порой накладно держать штатного системного администратора, приходящий более выгоден. Существенная часть самозанятых — женщины. Если суммировать их отклики, получится примерно такой: «Мы никогда не думали, что так можно. Спасибо, что показали и помогли сделать первый шаг».
— В Ворлдскиллс Россия начинали обучать граждан с менее масштабных проектов. Например, в рамках нацпроекта «Демография» надо было обучить 25 тыс. граждан 50+. Возникают ли проблемы роста при масштабировании?
— Парадоксально, но мы столкнулись с угрозой превышения количества заявок над квотой обучения. В федеральном проекте наша квота на переобучение составляет 56 тыс. человек, а желающих насчитывается более 120 тыс. лишь в этом году. Может быть, встанет вопрос расширения проекта. В начале нашего пути мы видели, что многие относятся к обучению с недоверием. А сейчас учиться хотят все больше людей — им это интересно. Это главное! А инфраструктурные и иные возможности к значительному масштабированию у Ворлдскиллс Россия есть.