Прошлогодний Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) стал в российской повестке первым очным международным событием после начала пандемии COVID-19 и серии локдаунов. Несмотря на сохраняющиеся эпидемиологические ограничения, на него приехали более 13,5 тыс. участников более чем из 140 стран.
Девиз прошлогоднего
ПМЭФа: «Снова вместе. Экономика новой реальности». В этом году реальность кардинально изменилась. В 2022 году форум юбилейный, 25-й по счету, и при этом, можно сказать, поворотный. Главной его темой станут новый экономический и даже мировой порядок и связанные с соответствующими изменениями задачи, отмечается в материалах постоянного организатора форума фонда «Росконгресс».
«Мир изменился кардинально, и наша задача увидеть и реализовать новые возможности», — цитируют СМИ советника президента РФ, ответственного секретаря оргкомитета ПМЭФа Антона Кобякова. Он считает, что решения по результатам обсуждений и согласований на форуме дадут возможность бизнесу и власти реализовать их максимально эффективно, укрепить и усилить цели национального развития.
При этом основная задача форума остается неизменной, говорит генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева: «Это прежде всего создание пространства для диалога, прямой коммуникации между федеральной, региональной властью, бизнесом, некоммерческим сектором». Сегодня, по ее словам, всем важно найти новые точки роста, понять, на кого можно опереться в текущей ситуации, куда двигаться дальше и как правильно выстроить в том числе межрегиональное сотрудничество.
В условиях санкционного давления и измененной экономической реальности вызовы, с которыми сталкивается Россия, несут в себе возможности определения новых векторов социально-экономического развития страны, говорит ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (РЭУ) Иван Лобанов. Поэтому основная повестка и главная тема ПМЭФ-22 — «Новый мир — новые возможности», — по его словам, точно соответствуют сложившейся конъюнктуре.
Надежные связи
Мониторинг реализации проектов зарубежных компаний, проведенный АСИ более чем в 50 регионах России, показал, что свыше 90% таких инвестпроектов не останавливали работу, а регионы, в свою очередь, выполняют все обязательства по содействию их реализации. На ПМЭФе агентство представит итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов.
Участие в ПМЭФ-2022 подтвердили более 500 российских компаний — представителей по меньшей мере 65 отраслей. По сообщениям пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга, заявки на участие в форуме подали делегации из 69 стран, в том числе из США и Евросоюза (ЕС). В частности, представители ассоциации «Конфедерация итальянской промышленности», Итало-российской торговой палаты, Канадско-евразийской торговой палаты, Франко-российской торгово-промышленной палаты и Американской торговой палаты примут участие в специальной сессии, посвященной новым реалиям для инвесторов. «Западные инвесторы, продолжающие свою работу в России, наравне с российским бизнесом нуждаются в системной работе государства с компаниями и в долгосрочных программах поддержки, дальнейших мерах по повышению устойчивости экономики на фоне внешних и внутренних шоков», — говорится в аннотации к сессии.
Новые горизонты
По подсчетам профессора Института Латинской Америки РАН, ведущего научного сотрудника Центра экономических исследований Николая Школяра, которые приводятся в статье «Смена приоритетов внешней торговли» в журнале «Российский внешнеэкономический вестник» (2022), в условиях жестких санкций в этом году российско-европейский товарооборот может сократиться наполовину: российский экспорт, в частности, может снизиться на 40%, импорт из ЕС — на 60%.
Для восстановления глобальной хозяйственной системы необходимо не допустить дисбалансов в сфере торгово-инвестиционного регулирования, создавать дополнительные стимулы для углубления и диверсификации сотрудничества по всем направлениям торгово-экономической повестки, отмечает президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин: «Нас поддерживают большинство стран, и в этом заключается идеология нынешнего ПМЭФа, на фоне которой будут вестись дискуссии, переговоры, заключаться контракты».
Нынешняя ситуация, по его словам, предоставляет дополнительные возможности для расширения торгово-экономического сотрудничества со странами Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. О расширении географии направлений сотрудничества говорит тематика специальных сессий и бизнес-диалогов на ПМЭФ-2022, отмечают в ТПП РФ. В частности, стратегические сессии пройдут отдельно с Китаем, Египтом, Турцией, Африкой, а также в рамках объединений Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
За последние месяцы по линии ТПП РФ прошло несколько крупных мероприятий, посвященных ведению бизнеса на рынках этих стран, говорит Сергей Катырин: «Мы видим взаимный интерес». В частности, ШОС, по мнению президента ТПП РФ, сегодня играет определяющую роль в экономическом развитии на всем евразийском пространстве. «На сессии «Новая деловая повестка ШОС в современных условиях» мы обсудим, как лучше обеспечить интересы бизнеса стран ШОС и как максимально полно перевести огромный геополитический потенциал в плоскость практического взаимодействия на уровне бизнеса», — говорит Сергей Катырин.
Помимо отношений с ключевыми развивающимися странами, приоритетом остается евразийское партнерство в формировании Большой Евразии, которое может изменить политическую и экономическую архитектуру региона, стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте, отмечает Иван Лобанов. Построение новых логистических маршрутов в евразийском регионе, привлечение партнеров к развитию Северного морского пути и проекта «Один пояс, один путь», строительство транспортной инфраструктуры во всех странах Центральной Азии способны существенно нивелировать западные ограничения, уверен ректор РЭУ.
Перспективным направлением, по его словам, также являются совместные региональные проекты со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, подобные инициативе Азиатского энергетического кольца. Такие проекты имеют общерегиональный положительный эффект и выгодны для нашей страны. Азиатское энергетическое кольцо подразумевает объединение энергосистем России, КНР, Кореи и Японии и включает ряд инфраструктурных проектов. Россия занимается разработкой проекта с 2012 года. Идея получила развитие в рамках энергодиалога Россия — Китай. Но пока так и не была реализована.
Перспективное партнерство
Наиболее углубленные отношения у России сейчас с Китаем, говорит Иван Лобанов: «Экономическое развитие — ключевой интерес России в отношениях с КНР, в том числе в условиях западных санкций». Но пока экономический уровень двусторонних отношений, по его словам, существенно отстает от политического диалога: основным ограничителем выступает структура российской экономики и состояние ее инфраструктуры. В экономическом взаимодействии доминирует торговля при слабости инвестиционной составляющей; нужны проекты, последовательно снимающие барьеры в двусторонних связях, в особенности громоздкие таможенные процедуры, инфраструктурные ограничения, продолжает Иван Лобанов.
В 2021 году товарооборот России с Китаем превысил $140 млрд, доля Поднебесной в российском экспорте составила 13,8%, в импорте — 24,8%, отмечает Николай Школяр: «Китайские поставки в Россию из преимущественно потребительских товаров стали более технологичными». Доля электрических машин и оборудования, ядерных реакторов, котлов, механических устройств в российском импорте из Китая, по словам эксперта, выросла с 17% в 2001 году до 51% в 2020-м. Сейчас поставки из Китая обеспечивают 48% российского импорта электрических машин и оборудования, 29% — механических устройств, 9% — средств наземного транспорта. По прогнозам Николая Школяра, текущая динамика переориентации торговли России на Китай позволит в краткосрочной перспективе увеличить двусторонний товарооборот до $200 млрд.
Возрастает роль России в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, отмечает Иван Лобанов. По его словам, целесообразно создавать проект общерегиональной системы безопасности на основе опыта развития подобных инициатив с Центрально-
Африканской Республикой, Мали, Суданом, а также формирования пояса стабильности с Сирией и Ираном. «Такие проекты должны быть заранее проработаны на экспертном уровне и согласованы с ключевыми партнерами России в регионе», — говорит ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова. Кроме того, есть возможности для наращивания экспорта в страны региона и достижения дальнейших договоренностей со странами ОПЕК по оптимизации политики экспорта энергоресурсов.
Повестка ПМЭФа очень обширная, отмечает ведущий эксперт Института «Центр развития» ВШЭ Сергей Пухов: «Если рассматривать вектор международного сотрудничества, возникает ощущение, что из повестки дня выпала Индия. Да, будут обсуждать БРИКС и ШОС, но, похоже, с акцентом на Китай. А ведь экономика Индии, во всяком случае по прогнозам, будет расти быстрее всех. В этой стране нет таких проблем с демографией, как в Китае, экономика далека от перегрева и ее потенциал роста очень высок».
По его словам, форуму предстоит ответить на массу вопросов, которые возникают в нынешней геополитической ситуации. Результатом ПМЭФа должны традиционно стать заключенные на площадке международные контракты, говорит Сергей Пухов: «По ним и увидим, и какой вектор международной интеграции сформируется в ближайшие годы, и место России в мире».
Объективно многие задачи и интересы России совпадают с устремлениями не только Китая, но и Индии, других участников группы БРИКС, отмечает Иван Лобанов. При этом в сложных условиях России достаточно будет фактического нейтралитета партнеров, неучастия их в антироссийских санкциях, говорит он: «В любом случае России в основном придется полагаться на собственные силы».