По оценке «Газпром газомоторное топливо», в России за пять лет благодаря использованию метана для заправки автотранспорта в атмосферу стало попадать на 7 млн т парниковых газов меньше (в CO2-эквиваленте). Автомобильный парк на газомоторном топливе вырос за последние десять лет с 71 тыс. до 259 тыс. машин, а число газовых заправок выросло практически втрое. По данным Минэнерго России, по итогам 2021 года в стране насчитывалось 734 таких станции, а к концу 2022-го прогнозируется увеличение их числа до 892. В «Газпром газомоторное топливо» приводили оценки, что с 2016 года и реализация газомоторного топлива выросла более чем вдвое — с 560 млн до 1,33 млрд куб. м (по итогам 2021 года). На недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) дальнейшие перспективы использования газомоторного топлива в России обсуждали на специальной сессии «На пути к устойчивому будущему: «зеленая» альтернатива традиционному топливу». Начало современного этапа развития рынка газомоторного топлива было положено Перечнем поручений президента Владимира Путина по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива 14 мая 2013 года, напомнил на ПМЭФ председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.
Газомоторные перспективы
Сейчас государство рассматривает газомоторное топливо в качестве экономически и экологически эффективной альтернативы нефтепродуктам в русле декарбонизации экономики и помогает расширять его использование. Так, Минэнерго и Минпромторг реализуют подпрограмму развития рынка газомоторного топлива (государственной программы «Развитие энергетики»), предусматривающую увеличение его потребления до 2,7 млрд куб. м к 2024 году. В Минэнерго также планировали в 2022–2024 годах направить почти 9 млрд руб. на развитие сети заправок компримированным природным газом, чтобы довести общее количество станций до 1273.
«Путем перевода транспорта на природный газ мы решаем проблему роста цен за счет транспортных перевозок. Газомоторное топливо позволяет насытить внутренний рынок сбыта природного газа», — сообщил на сессии ПМЭФ вице-премьер РФ Юрий Борисов. При этом, по словам чиновника, путь внедрения газомоторного топлива естественный, правильный и единственно возможный. Зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов отметил, что за последние пять лет число газомоторных автомобилей в России выросло, но существующего количества по-прежнему мало. Чтобы к 2024 году достичь обозначенного в госпрограмме объема потребления в 2,7 млрд куб. м, за три года нужно увеличить автопарк на метане до 530 тыс. единиц, а это «предполагает двукратный рост нынешних показателей».
Согласно директиве правительства РФ, принятой в феврале 2022 года, госкомпании обязаны представить планы по переводу транспорта на метан. Помимо «Газпрома», в этот список входят «Почта России», «Ростелеком», «РусГидро», РЖД, ФСК ЕЭС, «Роснефть» и «Транснефть». С 2022 года в программу «Газпрома» по переводу транспорта на метан будут также включены субхолдинги «Газпромнефть», «Газпром энергохолдинг», «Газпром межрегионгаз», «ГазСтройПром».
Виктор Зубков счел задачу по увеличению экологичного автопарка России реальной, но признался, что многое будет зависеть от того, как будет развиваться транспортная система в регионах. Виталий Маркелов уверен, что достигнуть упомянутых выше показателей можно лишь с помощью увеличения мер господдержки автопроизводителей и компаний, переоборудующих машины на газовое топливо. Помощник президента РФ Игорь Левитин рассказал о подготовке заседания совета по развитию строительства и ЖКХ. «У нас нет техники ЖКХ на газе. Если сейчас мы закупим технику ЖКХ на газовом топливе, мы эту проблему решим», — рассудил Игорь Левитин. Рынку есть куда расти: по данным ГИБДД РФ, всего в конце 2021 года в России было зарегистрировано 64 млн автомобилей.
Председатель правления «Газпрома» в качестве положительного примера развития привел Италию, где рынок газомоторного топлива развивается лет сорок. «Они сейчас тоже вышли на годовое потребление 1,3 млрд куб. м газа. Но там разница между каждым автомобилем (на газу. — РБК+) и (традиционным. — РБК+) произведенным автомобилем субсидируется государством», — заявил Виктор Зубков. В итоге, по его словам, коммунальная техника в Италии сейчас работает на метане, а тягачи — на СПГ. «Развитие рынка газомоторного топлива в мире может быть лишь тогда, когда государство поддерживает эту отрасль, — заключил председатель правления «Газпрома», приведя также в пример Китай, Иран и Пакистан.
Экологическая господдержка
«Национальная «зеленая» повестка не может быть без газа. Это наше достояние, это стратегия низкоуглеродного развития, которая должна проходить с большим использованием газа, в том числе в транспорте», — сказал на сессии форума министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Судя по отчету об устойчивом развитии «Газпрома», в 2021 году группе удалось перевести на природный газ около 17,2 тыс. единиц транспорта (рост на 95,4% год к году). «Эксплуатация транспорта на газомоторном топливе способна существенно улучшить экологическую обстановку в масштабах страны», — подчеркивается в документе. В отчете «Газпрома» также говорится о том, что улучшение качества воздуха является одной из целей устойчивого развития компании. Так, в приоритетах группы значатся шесть целей устойчивого развития (ЦУР) ООН (17 целей были утверждены организацией в 2012 году). При этом цель № 11 предусматривает обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости городов, а одной из ее задач выступает снижение негативного экологического воздействия городов (в том числе за счет улучшения качества воздуха).
Использование газа как автомобильного топлива соответствует и задачам энергоэффективности, подтверждают в IFC Markets. Эксперты ранее оценивали, что с использованием природного газа (вместо нефтепродуктов) на автомобильном транспорте выбросы оксида углерода в атмосферу снижаются в 1,5–2 раза, оксида азота — в 2 раза, углеводородов — в 1,5–3 раза, а уровень задымленности снижается в девять раз. В IFC Markets достоинством газомоторного топлива также называли увеличение до полутора раз ресурса двигателей и срока эксплуатации транспортных средств. По подсчетам «Газпром газомоторное топливо», при использовании газа в автомобилях удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше дизельного топлива и вдвое — бензина. При этом подобные показатели достигаются на всем жизненном цикле топлива — от добычи до производства, утверждают в «Газпром газомоторное топливо».
У российских регионов есть опыт развертывания сети газовых автозаправок. Заинтересованность в развитии газомоторного рынка на своих территориях региональные власти в очередной раз подтвердили на ПМЭФ-2022. В частности, Башкирия предложила ежегодно вводить в строй до пяти газовых заправок. Сейчас в регионе насчитывается 41 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, при этом власти частично субсидируют компаниям расходы на их строительство (в этом году на эти цели направлено 360 млн руб. из бюджета Башкирии). Гендиректор «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко призывал башкирские власти более активно загружать функционирующие заправки. «Транспорт необходимо быстрее обновлять с традиционного дизельного топлива на бензин. Чем быстрее будет появляться газовый транспорт, тем лучше будет экономика заправки и экономика региона», — выразил уверенность на ПМЭФ Денис Корниенко.
Виктор Зубков выделил среди лидеров использования газомоторного топлива несколько регионов, включая Татарстан, Краснодарский край, Башкортостан, Кемеровскую и Ростовскую области. Так, в Ростовской области, по данным «Газпрома», насчитывается 45 метановых заправок. Он также отметил, что использование метана перспективно для всех видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, морского. Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов рассказал об опыте использования газотурбовозов: техника зарекомендовала себя хорошо, но используется только на Свердловской железной дороге — из-за отсутствия заправок для подобных локомотивов. «Все программы и по строительству транспорта, и по строительству инфраструктуры, должны быть синхронизированы», — посетовал Анатолий Храмцов.
По словам замглавы Минпромторга Альберта Каримова, сейчас в бюджете РФ заложено 20 млрд руб. на стимулирование автомобильного спроса, из них 3,3 млрд руб. планируется направить на субсидии на покупку газомоторной техники. «Производитель готов выпускать газомоторную технику, но необходимо, чтобы спрос на нее был. Субсидирование подтолкнет спрос», — считает Альберт Каримов. Впрочем, Виктор Зубков уверен, что субсидии должны быть как минимум втрое большими и достичь 10 млрд руб. «Тогда мы сможем запустить производство 70 тыс. автомобилей в год», — уверен председатель правления «Газпрома». Юрий Борисов также считает, что субсидии стоит довести до 10 млрд руб. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров предложил в связи с этим сформировать отдельную госпрограмму по переводу на газ парка коммунальной техники.