Градостроительство, как комплексная сфера, включающая в себя не только возведение объектов недвижимости, но и формирование комфортной городской среды, развитие инфраструктуры, транспортных коммуникаций, благоустройство, цифровую трансформацию, имеет огромный мультипликативный эффект для экономики. В кризисных ситуациях ее значение как драйвера для сохранения экономической устойчивости усиливается. «Государство сейчас более активно занимается комплексным развитием территорий, это создает дополнительный спрос на услуги строительных компаний и их смежников», — отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. Кроме того, по его словам, в силу процессов импортозамещения и расширения связей за пределами евроатлантических государств в России в перспективе может появиться много новых центров экономической активности, в первую очередь на востоке страны, что создаст дополнительный запрос на возведение жилья и объектов социальной сферы.
Новая реальность
Как и большинство отраслей экономики в РФ, градостроительный сектор сегодня столкнулся с проблемами, связанными с ужесточением санкционного режима. В частности, российский рынок покинул ряд международных архитектурных бюро, в числе которых Zaha Hadid Architects, Herzog & de Meuron, MVRDV и др. Об уходе заявили некоторые девелоперы, в частности финская YIT и шведская Bonava. Российские офисы мировых консалтинговых агентств в области недвижимости вышли из состава своих глобальных сетей, сменив названия: так, Cushman & Wakefield превратился в Commonwealth Partnership, а руководство локального бизнеса CBRE продолжило работать в качестве независимой команды под брендом CORE.XP. В марте о временной приостановке работы в России объявила компания Autodesk — один из основных мировых разработчиков технологий BIM (building information modeling) и 3D-проектирования.
У строительных компаний, которые используют в своих проектах зарубежные материалы, комплектующие и оборудование, начались проблемы с поставками. Особенно это распространяется на проекты в сегментах бизнес-класса и выше, говорит директор по девелопменту компании MR Group Александр Сурменев. В то же время он отмечает, что сама MR Group не очень нуждается в экстренном импортозамещении: «Благодаря консервативному подходу к выбору контрагентов уход многих западных компаний мало затронул наши проекты».
Согласно результатам опроса, проведенного Национальным объединением строителей среди почти 670 представителей отрасли, проблемы из-за сбоя импорта отразились более чем на 250 компаниях. При этом, как оказалось, 415 компаний из числа опрошенных не используют при строительстве материалы, производство которых не локализовано на территории РФ. «Когда мы говорим о том, что строительная отрасль нуждается в локализации с точки зрения независимости и самостоятельности, важно понимать: максимальное использовании своих ресурсов, своего потенциала — это и есть основа устойчивости отрасли в целом», — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Кризисные решения
При этом эксперты отмечают, что из-за ухода отдельных зарубежных компаний проблемы на российском архитектурном рынке могут проявиться в перспективе. «В краткосрочной перспективе это, возможно, не так критично, однако на более длинном горизонте разрыв сотрудничества с теми же ведущими мировыми архбюро может негативно сказаться на престижности отечественного архитектурного сегмента, — говорит Сергей Кузнецов. — Даже страны, имеющие свои архитектурные школы очень высокого уровня, к примеру Япония, Англия, Китай, активно привлекают к сотрудничеству мировых мэтров архитектуры, конкуренция с которыми помогает развиваться национальному зодчеству».
По словам главного архитектора Москвы, важно, чтобы бойкот не затянулся надолго. «Если раньше в конкурсах, которые мы проводим на строительство метро, участвовало много иностранцев, то сейчас нет никого, даже из лояльных по отношению к России стран», — рассказывает он.
Президент Союза архитекторов России (САР) Николай Шумаков считает, что уход западных архитекторов не станет большой потерей для отечественного градостроительного сектора. По его словам, возведение одного-двух эффектных объектов звездным иностранцем вовсе не означает его незаменимости. «Как профессионал, я понимаю ценность совокупного мирового опыта. Прекрасно, что у нас была возможность работать в совместных проектах с западными коллегами. Однако обстоятельства изменились. Архитектура — это искусство. А искусство, как и спорт, как и вся мировая культура, — процесс, неподвластный диктату, в какой бы форме он ни выражался», — говорит Николай Шумаков.
По словам руководителя САР, чтобы на системном уровне формировать градостроительную повестку в такой большой стране, как Россия, необходимо знать ее историю, быть погруженным в идеи идентичной целостности многонационального зодчества. «Российское градостроительство точно не находится в положении нерадивого студента, потерявшего свои конспекты. У нас есть сотни настоящих архитектурных гениев, просто мы к ним привыкли и редко так называем своих коллег. При этом мы с радостью будем сотрудничать со всеми, кто придет к нам с профессиональными предложениями. Будь то Китай, арабские страны, Европа, Америка, Индия — не принципиально», — продолжает Николай Шумаков.
Президент девелоперской компании «Интеко» Александр Николаев, в свою очередь, отмечает, что усиление санкционного давления во многом способствовало более активному выявлению внутренних ресурсов компаний строительного сектора. В частности, он отмечает, что сегодня на фоне прекращения действия лицензий заграничного программного обеспечения значительное преимущество как с точки зрения непрерывности бизнес-процессов, так и стоимости их обслуживания и развития получили те игроки, которые изначально в своей стратегии ориентировались на российские или open-source ИТ-решения, у которых были собственные программы развития в сфере цифровизации строительного процесса. «Без этих превентивных мер эффективность, например, нашей компании могла бы снизиться на 3–10%», — отмечает Александр Николаев.
Также он привел пример удачного решения по замене облицовочного камня для фасадов строящихся в Москве домов, который раньше закупался в Германии. «Мы заключили договоры на поставки доломита из Северной Осетии, получив преимущество не только в эстетике облика будущих проектов, но и в производственной сфере: не срываются поставки, строительство идет в графике», — отмечает Александр Николаев.
Заместитель генерального директора компании «Донстрой» Евгения Колосова считает, что, несмотря на разрыв многих международных связей и договоренностей, российский градостроительный комплекс должен оставаться в русле актуальных урбанистических трендов: устойчивого развития, цифровой трансформации и пр. «Главный бенефициар этих процессов — человек. Чистое производство, энергосберегающие технологии, цифровые сервисы, инфраструктурное наполнение девелоперских проектов позволят сегодня повысить качество жизни и заложить основу для здоровых городов будущего», — говорит эксперт. В частности, «Донстрой», по ее словам, сохраняет все ранее заявленные параметры экологичности (материалов строительства, благоустройства, повышения класса энергоэффективности) во всех своих проектах.