Тенденции ,  
0 

Как российские отельеры будут конкурировать за клиентов этим летом

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Высокий сезон российская туриндустрия встречает в состоянии большей неопределенности, чем в 2021 году. Теперь на туристические потоки влияют геополитика, санкции и экономическая турбулентность.

Практически закрытое небо Европы меняет планы тех, кто собирался отдохнуть за рубежом. Проведенный в мае 2022 года банком «Открытие» и компанией «Росгосстрах» опрос показал, что из определившихся с планами на отпуск лишь 8% намерены провести его в других странах. Наиболее доступным направлением для россиян остается Турция, сейчас это не просто привычное место отдыха, но и страна, куда летают самолеты и где принимают банковскую карту «Мир».

В основном же отдыхающие проведут отпуск в России. И если вычесть тех, кто просто поедет на дачу (24%) или останется дома (20%), то за остальных и будет бороться отечественная туриндустрия.

Так как туристов на внутренних российских маршрутах может стать меньше, а гостиницу многие из них будут выбирать в последний момент, конкуренция на гостиничном рынке усилится. Критически важной становится узнаваемость бренда. Небольшим операторам — а это и городские бизнес-отели, и мини-гостиницы на курортах, и бывшие ведомственные общежития — в подобной ситуации логично пойти на сотрудничество с крупной сетью и рассмотреть вариант с франшизой. В этом случае заполняемость увеличивается в среднем на 20%, выручка — на 25%, подчеркивает генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский.

Уход брендов

Фото:пресс-служба
Фото: пресс-служба
Исчезновение привычной для отельеров и туристов инфраструктуры также сказывается на гостиничном бизнесе. Уже в марте международные сети объявили о приостановке инвестиций в открытие новых отелей в России. После некоторой паузы появились и сообщения о полном уходе с российского рынка. В конце апреля InterContinental Hotel Group, владелец брендов Holiday Inn, InterContinental, Crowne Plaza и Indigo, начал переговоры с собственниками гостиниц о расторжении договоров об управлении. Третьего июня об окончательном прекращении деятельности объявила сеть Marriott International.

Впрочем, для собственников гостиниц — а это, как правило, российские компании — в случае ухода западного партнера изменится не так уж много. Особенно если речь идет о давно работающем отеле в крупном городе или на курорте. «Например, в Москве под одним брендом может быть несколько гостиниц, и у них есть свои названия: «Марриотт Гранд отель» или «Марриотт Аврора». Бренд уйдет, а название останется. Плюс надо учитывать, что управленческие команды, за исключением самого высшего звена, это российские граждане», — объясняет партнер Cushman Wakefield Russia Марина Усенко. Другое дело, признает эксперт, у управляющих уже не будет силы бренда, своего рода рубильника, который можно повернуть и потекут продажи. «Сегодня открываются дополнительные возможности для российских отельных сетей, которых уже сейчас немало, а скоро, я уверена, будет еще больше. Мы сосредоточимся на их поддержке и развитии» — так комментирует уход Marriott из России глава Ростуризма Зарина Догузова.

Если гостиничные сети только начинают сворачивать свой бизнес в России, то крупнейшие международные сервисы бронирования, прежде всего Booking.com и Airbnb, ушли с рынка еще в марте. И это стало серьезной проблемой. Небольшие гостиницы (на 20–40 номеров) до 90% клиентов получали именно через Booking. Крупным сетям, у которых эта доля не превышала 40%, проще было пережить потерю. «На них работает узнаваемость, их проще найти», — указывает Марина Усенко.

Впрочем, по словам эксперта, многим операторам, даже в Москве, пришлось увеличить количество сотрудников и по старинке оформлять бронирование по телефону. Помогло и переключение на российские сервисы. Но здесь есть проблема: даже крупнейшие из них, такие как «Островок» и «Броневик», занимают относительно небольшие доли рынка. Фактически, чтобы компенсировать уход Booking.com, мелким сетям и небольшим отелям необходимо наладить сотрудничество с десятком агрегаторов или присоединиться к крупной узнаваемой сети.

Альтернативой может служить развитие собственного онлайн-ресурса для бронирования. Например, у Azimut Hotels, по собственным данным компании, доля прямых продаж через корпоративный сайт составила в мае 80%.

Выход для отельеров

Фото:пресс-служба
Фото: пресс-служба
Крупные сети, как правило, управляют значительной частью своего номерного фонда. Например, в собственности российской гостиничной сети Azimut Hotels находится чуть больше половины из 10 514 номеров, доступных сейчас в РФ. Всего на сегодняшний день под брендом Azimut Hotels, принадлежащим миллиардеру Александру Клячину, открыто 46 отелей и 18 санаториев в 48 городах. В качестве примера эффективного перехода в управление можно рассмотреть объекты Azimut Hotels в Якутске и Кемерово. Оба отеля присоединились к бренду в 2017 году. И уже в 2019 году среднегодовая загрузка в «Azimut Отель Якутск» составила около 65 против 47% за 2017 год, а «Azimut Отель Кемерово» — 70 против 53%.

К середине 2022 года Azimut увеличил свой номерной фонд в Москве на 10% — таковы данные компании. Сеть также активно расширяется в регионах: так, в 2021 году Azimut первым из федеральных отельных сетей пришел в Дагестан, открыв отель в Каспийске. В марте 2022 года к Azimut присоединился отель в Тобольске. Всего в 2022 году в компании ставят целью увеличить количество отелей на 20%, а их загрузку довести до 70% — это уровень до пандемии.

Помочь в этом может освоение новых туристических направлений, например Дальнего Востока. Не так давно президент РФ Владимир Путин поручил увеличить вдвое размер туристического кешбэка для Дальнего Востока, то есть туристам будет возвращаться до 40% от стоимости туров, максимально — 40 тыс. руб.

Под брендом Azimut на Дальнем Востоке уже открыты отели во Владивостоке, Хабаровске, Якутске и Мирном. В 2024 году планируется открытие четырехзвездочного отеля Azimut Hotels в Магадане.

Из других планов сети на ближайшие два года — возведение отеля в Курске, развитие санаторно-курортного направления, строительство кластера в Шерегеше. Важно, что внутри большой сети возможны разные форматы, что помогает диверсификации инвестиционных рисков. Azimut еще в 2020 году приобрел 18 бывших санаториев РЖД и теперь развивает на их основе направление «Азимут Здоровье». Ребрендинг семи санаториев будет полностью закончен в 2023 году, но уже в этом сезоне все они открыты и ждут гостей. Аэропорты там работают, и в нынешних условиях это вполне возможная «южная» альтернатива труднодоступным Крыму и Анапе.

Рыночный расклад

К концу мая, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), число проданных туров по России отставало от показателей прошлого года на 15–18%. «Наши аналитики предполагают, что этим летом наиболее популярны будут поездки на своих автомобилях, но недалеко от дома», — говорит директор АТОР Майя Ломидзе.

Многое определит транспортная доступность основных российских курортов. С начала специальной военной операции на Украине Росавиация регулярно продлевает запрет на полеты в аэропорты юга России, в том числе Симферополь, Анапу и Геленджик. «Многие ждут открытия аэропортов в черноморских регионах. Из-за значительного сокращения времени между бронированием и поездкой сложно строить прогнозы», — объясняет генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский. По его словам, если раньше россияне предпочитали планировать отпуск заранее, хотя бы за три недели, то сейчас бронирование происходит примерно за две недели. В условиях нестабильности многие откладывают решение об отпуске на последний момент, добавляет он.

Впрочем, Ростуризм настроен оптимистично — там ожидают, что с мая по сентябрь в границах России отдохнут 30–31 млн человек, что в зависимости от региона на 5–30% выше, чем в 2021 году. «Самый большой рост турпотока ожидается на юге России, на черноморском побережье, и он составит примерно 30% к показателям прошлого года. Суммарно мы рассчитываем, что на юге в пятимесячный срок отдохнут 8 млн человек», — прогнозирует глава Ростуризма Зарина Догузова.

Скачать Содержание
Закрыть