— Как девелопмент жилой недвижимости в России изменился после пандемии?
— Пандемия стала толчком для стремительной трансформации рынка и дала сильный импульс цифровизации отрасли. Изменения коснулись, наверное, всех составляющих девелоперского бизнеса: и проектирования, и каналов продаж, и непосредственно строительства, и взаимодействия с покупателями и жителями уже готовых объектов. Этот технологический переход затронул и наших сотрудников, и покупателей. Мы быстро освоили форматы онлайн-сделок и даже научились передавать квартиры при помощи специально разработанных программных комплексов — теперь этот процесс также можно организовать дистанционно.
В целом возросла скорость принятия решений: в ситуации постоянно меняющейся внешней среды необходимо быстро делать шаги, которые могут стать ключевыми для всей компании.
Очень заметные изменения претерпевает сам девелоперский продукт. Меняются подходы к разработке концепций жилых комплексов, программированию функций первых этажей, проектам благоустройства. Покупатели хотят использовать свой дом на 100% благодаря функциональным планировкам квартир и общественных пространств, выходить на прогулки в благоустроенный двор, покупать необходимые продукты и другие товары в магазинах на первых этажах, полноценно работать и отдыхать у себя дома. Города теперь уверенно следуют тренду полицентричного развития. Такая концепция нашла положительный отклик у людей, ведь им не нужно больше тратить свой главный ресурс — время — на повседневные хлопоты, дорогу до работы или до центров досуга. Теперь это время можно уделить себе и своим близким.
— Устойчивая российская девелоперская компания в 2020–2022 годах — что уместно вкладывать в это понятие?
— Как ни парадоксально, но устойчивая компания — это та, которая постоянно находится в движении. Сегодня нужно не просто строить и продавать, но и постоянно инвестировать в собственное развитие, в развитие внутренних бизнес-процессов, в новые технологии не только в строительстве, но и в проектировании, управлении, продажах. Как только девелопер останавливается, начинает пожинать плоды своих предыдущих трудов и достижений, он становится неконкурентоспособным.
В последние годы предпочтения покупателей жилья меняются стремительно. Важно не только удовлетворять текущие запросы, но и предвосхищать их. Например, к началу пандемии очень многие застройщики по разным причинам отказывались от балконов и лоджий в своих проектах, но внезапно эта опция стала суперпопулярной. Так же как европланировки с просторными кухнями-гостиными с возможностью зонирования пространства в зависимости от сценариев жизни.
Принципы устойчивого развития, критерии ESG в кризисный период обрели максимально четкие и прикладные значения. Отношение к окружающей среде, экологичное производство, эффективность бизнеса, равно как и здоровое взаимодействие с сотрудниками и партнерами, становятся реальными конкурентными преимуществами. Группа «Эталон» за свою 35-летнюю историю успешно преодолела уже не один экономический кризис, и важнейшая заслуга в этом — нашей команды.
Безусловно, очень важны объективные показатели здоровья бизнеса — финансовая стабильность, операционные результаты, необходимые производственные мощности. Но и «качественных» метрик, которые в значительной степени влияют на количественные, никто не отменял. Это и репутация, и уровень профессионализма команды, и эффективность бизнес-процессов наряду с опытом.
— Компания в Московском регионе и Санкт-Петербурге ориентирована на сегмент жилья для среднего класса. Кто ваш базовый покупатель?
— Мы действительно специализируемся преимущественно на проектах классов «комфорт» и «бизнес». Это позволяет, с одной стороны, творчески подходить к каждому проекту, создавать интересные жилые комплексы, но при этом сохранять разумный баланс цены и качества. Наши покупатели — очень разные люди, которых объединяет чувство вкуса и желание жить в комфортной среде. Это образованные, современные горожане, специалисты и руководители, которые умеют ценить авторскую архитектуру, благоустройство, высокий уровень жизни — одним словом, качественные проекты, которые действительно меняют облик городов.
— Флагманский проект компании в столице располагается в южной части бывшего автозавода «ЗИЛ». Как данный проект сочетается с проектами в этом районе других участников рынка и в чем отличительные особенности?
— Редевелопмент ЗИЛа — это крупнейший проект редевелопмента промышленной территории в Европе. Район ЗИЛа и Южного порта — потенциально новый городской центр столицы наравне с Москва-Сити и историческим центром. Поэтому здесь применяются передовые решения в области урбанистики и градостроительства.
Мы очень много сил вложили в проект жилого квартала Shagal еще на этапе разработки и начали с мастер-планирования территории, создания проекта улично-дорожной сети, учитывающего множество способов передвижения, сети общественных пространств и зеленого каркаса территории. В результате все важные инфраструктурные, коммерческие, рекреационные объекты расположены по принципу 15-минутной пешей или микромобильной доступности.
Впервые в рамках одного девелоперского проекта в Москве здесь будут соседствовать такие разные типы и форматы жилья, как таунхаусы и высотные доминанты. Идея такого подхода в том, чтобы горожанин по мере взросления, изменения своего статуса, семейного положения мог выбирать подходящий формат жилья и условия жизни, оставаясь при этом в своем районе.
— В прошлом году ваша компания начала региональную экспансию, выйдя на рынки Омска, Новосибирской области, Екатеринбурга и Тюмени. Чем обусловлен выбор именно этих городов?
— Мы рассматриваем в первую очередь крупные региональные центры, города-миллионники с развитым рынком недвижимости, где есть платежеспособный спрос на наш продукт. Например, Омск, который стал для нас первым новым регионом присутствия за пределами Санкт-Петербурга и Московского региона, является одним из ключевых промышленных центров России. В Омской области работают крупные предприятия нефтеперерабатывающей и химической отраслей, высокотехнологичные производства. А благодаря удачному географическому расположению на пересечении крупных речных, автомобильных и железнодорожных путей регион обладает большим логистическим потенциалом.
Администрации города и области прилагают большие усилия для привлечения инвестиций в регион, благодаря чему Омская область занимает лидирующие позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности. Естественно, все вместе это создает условия для формирования стабильного спроса на жилье и развития рынка недвижимости. Мы же готовы предложить местному рынку свой продукт, сбалансированный по качеству и цене, при создании которого мы опираемся на свой 35-летний опыт и высокие компетенции в проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.