От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Экономические реалии требуют от бизнеса новых подходов»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О принципах корпоративного управления компаний с госучастием РБК+ рассказал начальник управления по обеспечению и сопровождению корпоративных процедур АО «Башкирская содовая компания» Игорь Патиевский.

— Недавно глава Росимущества заявил в интервью «Российской газете», что приватизация продолжается, а деприватизация (или реприватизация), когда пересматриваются итоги разгосударствления, происходит в редких случаях, если в суде доказаны нарушения. Насколько вообще актуальна проблема перехода предприятий из частной собственности в государственную?

— Постоянное изменение соотношения государственных и частных компаний — норма во всем мире. Например, в 1950-е годы правительство Великобритании приватизировало металлургическую промышленность, а спустя четверть века, в конце 1970-х, вынуждено было снова их национализировать. Такие волны приватизации и национализации были и во Франции, и в других западных странах. Движет этими процессами экономическая целесообразность. Так, в Англии национализация была связана с необходимостью модернизации ряда отраслей. И в условиях, когда частный бизнес был не готов тратить на это деньги, государство брало на себя роль такого локомотива экономики.

В России на фоне санкционного кризиса, ухода из страны иностранных компаний и необходимости ускоренного промышленного развития в целях импоторзамещения вопрос трансформации бизнеса из одной формы собственности в другую сегодня также стал актуален. Подтверждение тому — внесенный в Госдуму законопроект, который позволяет национализировать имущество иностранных компаний, покидающих российский рынок. Механизм предлагается такой: сначала временная администрация, затем определение нового собственника на торгах.

— В чем заключаются экономические плюсы бизнеса с государственным участием?

— Изменение баланса частного и государственного бизнеса, как правило, происходит в те моменты, когда стремление частников извлекать прибыль приходит в противоречие с долгосрочными интересами государства. При этом государство, даже входя в число собственников, не перестает играть роль мегарегулятора и решает на порядок более сложные задачи: заботится не только о получении прибыли бизнесом, но и соотносит результаты конкретного предприятия с деятельностью десятков других структур и общим видением развития всей страны. Заботится о повышении отчислений в бюджет, выполнении социальных гарантий и т. д. Государственный контроль прежде всего обеспечивает приоритет национальных и общественных интересов.

При этом государство как собственник способно обеспечить бесперебойность и эффективность поставок. Иногда переход предприятий в госсобственность позволяет нарушить чью-то монополию. Конечно, государственная собственность — это не панацея от всех проблем. Среди минусов, например, называют и коррупционные риски, и подавление частной инициативы, и многое другое. Однако однозначно утверждать, что государство не является эффективным собственником, — это все равно, что верить в неизменность капиталистической системы со времен Карла Маркса.

— Считается, что государственный бизнес не так оперативно реагирует на изменение трендов, потому что увеличивается, например, количество согласований, государство как собственник меньше вовлечено в каждодневные будни бизнеса. Как на практике решается эта проблема?

— Опыт развития компаний с госучастием в рыночных условиях позволил внести коррективы, позволяющие преодолеть проблемы, которые были присущи государственной собственности. Изменилась сама корпоративная культура бизнеса. В частности, повысилась роль наемного менеджмента. Но, с другой стороны, инициатива в таком бизнесе возможна только в том стратегическом русле, которое определено собственником — государством. И, как показывает наш опыт, это приносит неплохие результаты.

— Как изменились корпоративные процедуры в АО «БСК» после того, как в 2021 году по решению суда акции предприятия вернулись в собственность государства?

— Согласно действующему законодательству, компания с государственным участием должна иметь согласованные с собственником стратегические документы. Это стратегии долгосрочного развития с горизонтом планирования в 5–10 лет, цифровой трансформации и управления интеллектуальной собственностью. По сути эти документы создают образ желаемого будущего, то, как государство видит развитие предприятия. Например, нами была разработана программа стратегического развития компании до 2031 года, которая предусматривает модернизацию старых производств, строительство новых мощностей и внедрение технологий замкнутого цикла. Часть проектов этой программы мы обсуждали в этом году на Петербургском международном экономическом форуме.

Цифровая трансформация — это общемировой тренд. Поэтому без перехода в диджитал не выживет никто. Какую продукцию будет или не будет выпускать компания, на какой производственной базе, как будет обеспечивать себя ресурсами, что будет делать в сфере сбыта — это все должно быть отражено в долгосрочной программе развития.

И третья составляющая — развитие собственных технологий, формализация лучших практик и вывод их на рынок с целью извлечения прибыли из своих интеллектуальных наработок.

Помимо этого, были внедрены инструменты коммуникации и доведения решений владельца до менеджмента предприятия. Среди них следует выделить формирование и исполнение плана рассмотрения директив и поручений правительства РФ и передачу информации в Межведомственный портал по управлению государственной собственностью. Благодаря порталу, в частности, удается не только достаточно оперативно информировать совладельца о ситуации в компании, но и увязывать интересы различных министерств и ведомств. Потому что оказывается, что разные отраслевые программы между собой не всегда состыкованы.

— Как организован контроль государства за управленческими решениями менеджмента?

— Инструменты контроля за менеджментом — ключевые показатели эффективности, заложенные в стратегии развития, и ежегодный независимый аудит финансовой отчетности. Кроме того, представители государства есть в совете директоров, в высшем органе управления компании. Это обеспечивает контроль за расходованием финансов, принятием важных решений в рамках одобренной стратегии и при необходимости — корректировку тех или иных задач исходя из изменений внешней ситуации.

После того как акции АО «БСК» вернулись государству, советом директоров были утверждены положения и созданы комитеты по аудиту, по кадрам и вознаграждениям, по стратегии и корпоративному управлению. Разработаны проекты не только всех необходимых стратегических документов, но и положения о порядке формирования и использования фонда спонсорской поддержки и благотворительности, внесены изменения в положения о закупках. Так что все процедуры у нас регламентированы и абсолютно прозрачны на любом этапе принятия решений.

— Насколько безболезненно прошел процесс возвращения предприятия в госсобственность? Как это отразилось на экономических показателях бизнеса?

— Благодаря усилиям менеджмента, его активной позиции удалось сохранить все лучшее, что было наработано компанией за прошлые годы, и успешно пройти самый сложный период трансформации, сохранив и управленческую команду, и производственные результаты.

По итогам 2021 года компания показала лучшие результаты по объемам производства за более чем 70-летнюю историю предприятия: выручка компании увеличилась до 58,9 млрд руб., чистая прибыль выросла на 2 млрд руб. и составила 15,2 млрд. При этом компания заплатила в бюджеты всех уровней 10,4 млрд руб., также государство как собственник получит 8,5 млрд руб. дивидендов.

Парадокс в том, что в стране немало специалистов по приватизации. А вот грамотных профессионалов, имеющих опыт деприватизации, можно пересчитать буквально по пальцам.

Наш опыт показывает, что если в команду менеджеров включены специалисты по реприватизации, то выстроенные четкие корпоративные процедуры позволяют бизнесу пройти трансформационный период достаточно безболезненно, сохранить эффективность всех производственных процессов.

При этом компания идет по тому пути, который намечен в долгосрочной программе развития. Продолжается модернизация и работа по запуску новых производств.

Инструменты Отечественная урбанистика ищет внутренние ресурсы
Скачать Содержание
Закрыть