В прошлом году автомобильный рынок развернулся, перейдя от многомесячного падения к росту. В 2017 году было продано почти 1,6 млн легковых автомобилей, то есть на 12% больше, чем годом ранее. Начало нынешнего года отмечено еще более мощным увеличением продаж: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом квартале было реализовано почти 393 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В апреле рынок вырос на 18%.
Тем не менее участники рынка не рассчитывают на сохранение таких темпов до конца года, прогнозируя замедление роста и общую 10-процентную прибавку по итогам 12 месяцев. «Прогноз АЕБ — улучшение общих продаж примерно на 10% по сравнению с 2017 годом, до уровня 1,75 млн автомобилей», — заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Такие же цифры корреспонденту РБК+ назвали в аналитическом агентстве «Автостат» и офисах нескольких представленных на российском рынке марок. Участники рынка обозначили несколько основных тенденций, которые повлияют на развитие автомобильного рынка в 2018 году.
Драйвер 1: Утильсбор против импорта
Новые ставки утилизационного сбора на легковые автомобили, которые вступили в действие 1 апреля, уже привели к повышению цен на многие модели на величину до нескольких десятков тысяч рублей. Для легковых машин с объемом двигателя до 1 л сбор вырос на 18%, до 33 тыс. руб., от 1 до 2 л — на 90%, до 84 тыс. руб., от 2 до 3 л — на 49%, до 126 тыс. руб. На автомобили с объемом двигателя 3 л и более сбор не изменился (114,6 тыс. и 181,6 тыс. руб. соответственно). Однако автомобили российских марок и локализованные иномарки эти изменения, скорее всего, не затронут. Локальные производители тоже обязаны выплачивать утильсбор, но государство компенсирует им эти затраты через механизм субсидирования. «Сбор является альтернативой ввозным таможенным пошлинам, которые Россия отменила несколько лет назад в ответ на требования ВТО. Используя утилизационный сбор, правительство страны защищает местный автопром», — объясняет заместитель директора департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Руслан Павлов.
При этом коэффициенты сбора на автомобили старше трех лет в несколько раз выше, что делает нерентабельным ввоз в страну подержанных машин. Таким образом, этот драйвер рынка стимулирует продажи отечественных и локализованных марок, выступая одновременно ограничителем импорта.
Драйвер 2: Рынок без господдержки
Объемы программ государственной поддержки автопрома, которые хорошо стимулировали рынок во время кризиса, в 2018 году были существенно уменьшены. Изначально на эти программы планировалось выделить 16 млрд руб., но в итоге на поддержку авторынка направили только 10 млрд руб. При этом общедоступные программы льготного кредитования не возобновлялись. 3 млрд руб. были отправлены на льготы по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», сумма 4 млрд руб. — на поддержку автолизинга, еще 2,5 млрд руб. — на стимулирование продаж газомоторной техники, а оставшиеся 500 млн руб. ушли автопроизводителям Дальнего Востока в качестве компенсации перевозки изготовленных машин в другие регионы.
К маю 2018 года средства, выделенные на адресные программы, были исчерпаны, а о перезапуске программ не заявлялось. Скидка на первоначальный взнос по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продолжает действовать только в Дальневосточном регионе, где составляет не 10, а 25%.
В правительстве неоднократно заявляли о намерении прекратить стимулирование авторынка, сосредоточившись на поддержке производителей. Им в 2018 году направят около 100 млрд руб., которые пойдут на компенсацию утилизационного сбора и стимулирование экспортных программ, включая возврат затрат на доставку автомобилей до границы России.
Драйвер 3: Байбэк и лизинг
Судя по статистике автопроизводителей, в 2017 году до 50% автомобилей продавалось в кредит. С помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг 52%. Кроме того, эффективно сработали программы трейд-ин, с помощью которых, например, АвтоВАЗ реализовал 40% машин, а у дилеров Nissan такая схема использовалась в 50% сделок.
Успех этих финансовых инструментов во многом был обеспечен программами государственной поддержки, которые в 2018 году уже не действовали. Взамен все крупные бренды предложили ряд новых финансовых программ, включая лизинг для физлиц или кредит с обратным выкупом.
Лизинг — это вид аренды транспортного средства с ежемесячной оплатой, при котором владельцем автомобиля всегда остается лизинговая компания. По окончании договора клиент может выкупить машину по остаточной стоимости либо вернуть ее компании и перейти в следующий лизинговый контракт, получив новый автомобиль. По данным компании «Контрол-лизинг», доля автомобильного лизинга в США и Европе достигает 40% объема продаж новых автомобилей, а потребители на этих рынках давно интересуются не стоимостью транспортного средства, а объемом ежемесячных платежей.
На наш рынок лизинг для физлиц фактически пришел в прошлом году, когда Минпромторг предложил программу субсидирования части авансового платежа в размере 10% стоимости автомобиля. Программу несколько раз перезапускали, а после ее окончательного завершения производители начали реализовывать собственные лизинговые программы для частных лиц.
Кредит с обратным выкупом, или байбэк, предоставляет во многом схожие возможности, но право собственности на автомобиль принадлежит клиенту. В этом случае заменить автомобиль на новый можно еще до окончания действующего кредитного договора, продав машину участвующему в схеме автосалону и использовав остаток кредитных средств в качестве первоначального взноса за новую. В итоге байбэк совмещает автокредит и трейд-ин, предоставляя клиенту более гибкие условия.
Сам по себе байбэк существует в России несколько лет, но собственные программы производители начали внедрять недавно. В прошлом году такую программу запустило представительство Renault и реализовало с ее помощью около 5 тыс. автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, на нее пришлось 40% всех выданных кредитов. С 2018 года кредит с обратным выкупом предложила Kia и ряд других брендов.
Драйвер 4: Бум каршеринга
Жители больших городов все чаще отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга и такси, что способствует увеличению объемов корпоративных продаж. Почувствовав тренд, производители активно пошли в новую сферу. Об открытии собственных сервисов, как это происходит в Европе и США, бренды пока не заявляли, но на рынке уже сложилась новая конкурентная среда, в которой производители стараются занять наиболее заметное место.
За 2017 год число столичных операторов каршеринга увеличилось с шести до одиннадцати, а ко второму кварталу 2018 года в столице работали уже 15 сервисов. С начала года на московский рынок вышли несколько новых операторов, включая сервис компании «Яндекс». Общий парк каршеринга в столице достиг почти 10 тыс. автомобилей и продолжает стремительно расти. Каршеринг работает в Санкт-Петербурге, Большом Сочи, Краснодаре, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Грозном и других российских городах.
Активнее других на этом рынке выступают марки Hyundai, Kia и Renault. С прошлого года в каршеринг стали активно приходить также премиальные марки, включая Mercedes-Benz и BMW. Аренда таких автомобилей стоит дороже и разрешается, как правило, только опытным пользователям.